Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Алексий: «Самообразование — это пожизненная потребность человека»

Версия для печати
10 октября 2005 г. 16:18

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателя журнала «Обучение и карьера» Елены Кубряк («Обучение и карьера» N 39 (82), 10—16 октября 2005 года)

— Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, с чего начинался путь Вашего служения Церкви?

— Бог благословил мне родиться в глубоко верующем семействе и с детства жить в атмосфере церковности и искреннего благочестия. Мои родители — приснопоминаемый протоиерей Михаил и мама Елена Иосифовна, — а также люди, окружавшие нашу семью, подавали пример ревностного служения Церкви Христовой, которому я с юных лет стремился подражать. Помню свое первое послушание в храме — на праздник Крещения Господня помогать раздавать святую воду. Тогда мне было шесть лет.

Встречи с людьми живой веры, имевшими богатый опыт духовной жизни, незабываемые доныне впечатления от паломнических поездок, первые прочитанные мною книги о Православии, постоянное участие в богослужении, — все это напитывало детскую душу, согревало ее теплотой веры и утверждало в решимости служить Богу.

Но мне также довелось лицом к лицу увидеть и человеческое страдание. В период фашистской оккупации мой родитель неоднократно посещал лагеря для перемещенных лиц, совершал там богослужения. Многих он крестил, многим открыл путь к жизни во Христе посреди царившей вокруг смерти. Меня, тогда еще подростка, он брал с собой для исполнения обязанностей псаломщика. Мы, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, собирали для узников лагерей продукты, одежду, лекарства, чтобы по возможности облегчить их участь.

Впечатления детства и юности я пронес через всю жизнь и сохраняю их в своем сердце — с благодарностью ко Господу за все ниспосылаемое нам. Ваш вопрос побуждает меня мысленно обратиться к событиям прошлого, а также к духовному и жизненному опыту, вынесенному из них. Могу свидетельствовать, что был ведом премудрым Промыслом Божиим по жизненному пути к тому будущему, которое до поры было сокрыто от меня. Я же, со своей стороны, старался поступать так, чтобы мой человеческий выбор не противоречил воле Божией о нашем спасении.

— Как решался вопрос выбора между светским и духовным образованием?

— Когда я достиг того возраста, в котором молодой человек обычно задумывается о выборе образования, у меня уже сформировалось четкое представление о том, какому служению я хотел бы посвятить жизнь. Имея перед собой многочисленные и впечатляющие примеры самоотверженного служения Богу и Церкви: моих родителей, валаамских иноков, моего духовника протоиерея Иоанна Богоявленского, бывшего законоучителем в моей школе, и многих других встреченных мною людей, — я твердо решил следовать по их стопам. Хотя в прежние годы это было неизбежно связано с трудностями. Таким образом, выбор образования был предопределен бескомпромиссным выбором жизненного пути. В 1947 году, вскоре после окончания войны, я поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, затем окончил Духовную академию, был рукоположен в священный сан, навсегда связав свою жизнь с Церковью.

— Как именно полученное Вами образование повлияло на продвижение по ступеням церковной иерархии?

— Систематическое духовное образование для священнослужителя и тем более для епископа Церкви совершенно необходимо. Дело в том, что круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться священнику, весьма обширен и требует глубоких познаний в таких областях, как богословие, святоотеческое наследие, история, каноническое право, литургика и многие другие. А продвижение по ступеням церковной иерархии — это прежде всего возрастание меры ответственности, необходимость принимать подчас трудные, но безошибочные решения, ибо попечению священника и епископа вверены человеческие души!

Нужно иметь в виду и следующее: полноценное духовное образование немыслимо вне живого опыта церковной жизни, без чувства причастности к нашей православной традиции. Я по сей день храню благодарную память о молитвенной обстановке, в которой протекала жизнь воспитанников Духовных школ, о профессорах Ленинградской академии, многие из которых сумели передать нам дух и традиции еще дореволюционного духовного образования.


— А насколько важную роль в Вашей жизни занимало самообразование?

— Самообразование — это пожизненная потребность человека. Глубоко убежден: человек призван возрастать на протяжении всей своей жизни. Потому что тот, кто останавливается в духовном и интеллектуальном развитии, кто не ставит перед собой все более высокие ориентиры и цели, рано или поздно начинает отступление с уже завоеванных вершин. Поэтому и сегодня редкие свободные минуты стараюсь посвящать чтению и к этому же призываю наших священнослужителей. Без постоянной работы над собой, без самообразования и самосовершенствования немыслимо никакое жизненное призвание, никакое служение, и в первую очередь, пастырское служение.

 

— Насколько сложно было совмещать пастырское служение с административной деятельностью и научной работой?

— Совмещать эти труды было непросто в прошедшие годы, и тем более непросто это сегодня, когда сфера социальной ответственности Церкви расширяется с каждым днем. Но я всегда исходил из убеждения, что многосоставная деятельность епископа — совершение богослужений, проповедование, заботы по управлению церковным организмом, постоянные обращения к сокровищнице богословской мысли — подчинены единой и благой цели: «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3. 1) среди людей, чтобы свет Евангелия просвещал человеческие души, открывал для них путь к Царствию Небесному. Непрестанное памятование об этой великой цели помогает мне и сегодня организовать свою жизнь так, чтобы ни одна из важнейших составляющих Патриаршего служения не оставалась вне моих забот.

— Каковы особенности пастырского служения в современном мире? Трудно ли быть Патриархом?

— «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22), — эти слова апостола Павла должны определять жизнь современного пастыря. Если есть в служителе Божием горение веры, пламенная и святая ревность, то своим огнем он способен возжечь души других людей стремлением к жизни по заповедям Христовым. Оставаясь человеком глубокой веры и твердого стояния в ней, пастырь должен в то же время хорошо представлять себе жизненные обстоятельства, проблемы и искушения своей паствы, быть готовым дать ответ на то, что в наши дни способно тревожить и смущать души людей. Пастырь должен быть широко и глубоко образованным человеком, свободно ориентирующимся в достижениях науки и творчества, в культурных и общественных процессах. Задаче воспитания такого пастыря подчинена и предпринимаемая ныне Русской Церковью реформа духовного образования.

Говоря о труде Патриаршего служения, отмечу, что во все времена это был и есть груз великой ответственности за судьбу Церкви и народа Божия в конкретных, подчас весьма драматичных исторических обстоятельствах. В этом служении цена неверного решения столь высока, что не оставляет Предстоятелю Церкви права на ошибку, ибо ее последствия могут сказываться спустя годы и столетия. Это требует сугубой осторожности, богословской чуткости, молитвенной самодисциплины, взвешенных и продуманных решений, способности сочетать милосердие и твердость. Патриарший крест был бы вовсе неподъемен, если бы не Божия благодать, укрепляющая немощные человеческие силы, и не молитвенная помощь всей Церкви – епископов, священников, диаконов, благочестивых мирян. Я благодарен всем, кто молятся обо мне и помогают мне в обширных Патриарших трудах.

— Ваше Святейшество! Просим Вашего напутствия и совета для тех, кто сегодня имеет намерение получить духовное образование в одном из православных учебных заведений и служить Православной Церкви.

— Святой праведный Иоанн Кронштадтский, выдающийся пастырь и проповедник, обративший на путь спасения тысячи людей, отвечая на вопрос о том, что вдохновляет его на служение, в чем он черпает силы, сказал: «Я жил в Церкви». Пусть жизнь в Церкви определяет все ваши устремления. Только благодатный опыт церковной жизни может быть основой пастырского служения в будущем, поможет преодолеть трудности и искушения, которые неизбежны в жизни священнослужителя.

Берегите чувство благоговения перед святыней, попечение о которой будет вам особо вверено в Таинстве Священства. Если вы сохраните в сердце это благодатное чувство, то оно всегда поможет вам определить верный путь, избежать ошибок, наставить и поддержать обращающихся к вам за советом и утешением, спасти для Бога и Церкви тех, кто ищут в вас духовной опоры.

Другие статьи

Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла директору Федеральной службы войск национальной гвардии РФ генералу армии В.В. Золотову с 70-летием со дня рождения

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла Б.В. Корчевникову к 75-летию со дня рождения

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала «Forbes France»

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 24» к 200-летию открытия Антарктиды

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»