Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара
Версия для печати
18 августа 2018 г. 21:02

18 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара — административного центра Ненецкого автономного округа. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие, которое повествует об исцелении двух слепых, стоявших на обочине дороги у выхода из Иерихона. Как известно, этот город лежит на юге от Иерусалима, и Спаситель направлялся из Иерихона в Иерусалим. Обычная дорога, обычный пейзаж, обычные люди, и вдруг на обочине два человека, которые кричат во весь голос: «Иисус, Сын Давидов, спаси нас, помоги нам!» (см. Мф. 20:30).

Вокруг выдающегося человека — а именно таким воспринимали Спасителя израильтяне — всегда бывает толпа почитателей и внимательных слушателей. Так вот, эта толпа сразу набросилась на несчастных слепых, мол, зачем вы кричите, что вам нужно. Обычная бытовая сцена, какая может быть и сегодня, когда нам кажется, что мы защищаем высокие цели и ценности, а на самом деле лишь обижаем людей. Именно так и произошло на дороге из Иерихона в Иерусалим. И, может быть, самое важное во всей этой истории — то, как слепые просили Господа. Они кричали, но это был не истерический крик — это была просьба о спасении, обращенная к Спасителю, это была молитва. И можно представить, какой же силы была эта молитва, если на нее обратили внимание все окружающие, так что даже стали останавливать несчастных слепых.

Очень часто нам не хватает сил по-настоящему молиться, не хватает веры. Мы читаем некоторые молитвы наизусть или по молитвослову, своими словами молимся, но цепь с Богом не замыкается. Свою часть пути мы проходим, повторяя те или иные слова, а Господь молитву не слышит, потому что в ней нет самого главного, что было у двух слепых — горячего желания быть услышанными Христом. Ведь их крик не был результатом напряжения голосовых связок — это был крик души, крик сердца. И в этом крике было все — надежда, мольба; и Господь услышал их, хотя люди останавливали слепых и мешали им.

Так бывает очень часто, а совсем недавно и нам мешали молиться. В городе Нарьян-Маре не было ни одного храма, да и весь Русский Север был изничтожен в плане присутствия здесь Православия. Невозможно было публично осенить себя крестным знамением или носить крест — на это отчаивались лишь самые твердые в вере люди. Нам мешали молиться внешние обстоятельства, но оказалось, что внешние обстоятельства не являются решающими. Да, внешняя среда иногда мешает молиться, так и сегодня бывает, когда некоторые стесняются молиться, особенно начальники в присутствии подчиненных. Но молитвы никогда не нужно стесняться. Не нужно стесняться наложить на себя крестное знамение и помолиться, кем бы ты ни был — начальником или подчиненным. Если есть потребность, нужно помолиться.

Но не только предрассудки мешают нам совершать молитву, но и обстоятельства жизни. Ведь очень часто, молясь, мы думаем о своем. Даже когда мы находимся в храме, — как часто наши мысли уходят далеко за его пределы храма, туда, где наши повседневные заботы и проблемы, и мы забываем, что нашим главным делом в храме является молитва! Да и вне храма так происходит — даже очень верующие люди, встав ото сна, с грехом пополам прочитают «Отче наш» и бегут на работу. И даже читая «Отче наш», они думают уже о другом, хотя никто не мешает сосредоточиться. Помехой становятся обстоятельства жизни, собственное ложное целеполагание — даже если мы его ясно не формулируем, оно скрыто, но присутствует. Мы не считаем молитву самым главным делом, а вот у двух слепых в тот момент, когда они кричали, взывая о помощи Спасителя, не было другого, более важного дела. Вся сила души, разума, чувств, вся энергия была вложена в этот крик: «Иисусе, Сыне Давидов, помоги, пощади, исцели!» И, несмотря на то, что голоса слепых заглушали, и толпа их одергивала, Господь ответил на эту молитву.

Это пример того, как нужно и нам молиться. Конечно, такая молитва, соединенная с отчаянием, с невероятным напряжением всех сил, очень редко имеет место в нашей жизни. Но, может быть, каждый в какой-то момент проходил через подобную молитву — например, перед лицом опасностей, когда со здоровьем что-то произошло, поставлен страшный диагноз, или на работе случилось такое, что может оборвать карьеру. В такие моменты люди, действительно, концентрируются и просят Господа со всей силой, которой обладают. Наверное, не всегда и не каждый день возможно так молиться, ввиду нашей человеческой ограниченности. Но если мы хотя бы иногда, в моменты особой необходимости получить Божественный ответ, вспоминали о двух слепых и молились так же, то Господь и с нами совершал бы чудеса, как Он совершил их с ними.

Молитва является очень важной составляющей человеческой жизни. Она не должна быть на периферии — она должна быть в центре жизни, потому что в центре всего бытия Бог, и к Нему мы обращаем свои молитвы. Не к земному начальнику — к Богу, и потому искренняя сердечная молитва, даже своими словами, если других молитв мы не знаем, должна исходить из сердца. И, молясь, вспоминайте евангельский рассказ о двух слепых, которые от отчаяния взывали к Господу. Взывали, хотя внешние обстоятельства тому препятствовали, и Господь услышал молитву, ответил на нее и вернул слепым зрение.

Дай Бог, чтобы и наши молитвы Господь слышал и отвечал на них. Божественный ответ не только помогает реально решить проблемы, которые стали предметом нашей молитвы, но и укрепляет нашу веру. Когда мы знаем, что Господь сделал то, о чем мы Его просили, тогда Бог и связь с Ним становятся частью нашего реального жизненного опыта, и никакие силы, попытавшись прервать нашу молитву к Господу, не добьются своей цели.

Вот я и хотел бы пожелать всем вам силы веры и силы молитвы. Конечно, я радуюсь тому, что нахожусь сегодня вместе с вами, мои дорогие, на севере Руси. Нарьян-Мар — замечательный город, который порадовал меня своей красотой, замечательной раскраской своих зданий. Проехав весь север Евразийского континента — от Сахалина до Мурманска, а уж если говорить дальше, до Ставангера в Норвегии, — я могу все сравнивать и вижу, как меняется к лучшему жизнь нашего Русского Севера. Дай Бог, чтобы Север никогда не воспринимался наших гражданами как край, где лучше не жить, где жить уж слишком трудно. Жить трудно везде, но главные трудности не вокруг нас, а в нашем сознании. И в Нарьян-Маре можно жить, служить Церкви, служить Отечеству с радостью. Вот я и хотел бы пожелать вам, чтобы Господь укреплял вас на ваших жизненных путях здесь, на Крайнем Севере. Чтобы Он помогал в ваших трудах, чтобы благословил процветанием край, в котором вы живете.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина