Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на III Международном православном молодежном форуме

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на III Международном православном молодежном форуме
Версия для печати
23 августа 2018 г. 21:05

23 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками III Международного православного молодежного форума. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Дорогие участники III Международного православного форума!

Я очень рад всех вас видеть и от всего сердца приветствую вас. Считаю, что проведение таких форумов является очень важным событием в жизни нашей Церкви и нашего общества, потому что православные молодые люди, собираясь в Москве, могут почувствовать локоть друг друга, понять, что молодежное движение Русской Церкви — это огромное движение, могут лучше почувствовать и ознакомиться с опытом других. Иначе говоря, форум — это место встречи, место обмена опытом, место учения и, я бы хотел сказать, место, где мы обогащаемся и духовным опытом. Поэтому мне бы хотелось поговорить с вами о вещах, которые имеют отношение к нашей духовной жизни.

И первые мысли, которые возникли у меня сегодня утром, когда я сел за письменный стол и пожелал набросать какие-то тезисы своего выступления, почему-то остановились на теме счастья. В самом деле, всякий человек стремится к счастью, нет человека, который бы сказал: «Для меня эта тема безразлична». Другое дело, что у каждого есть свое собственное понимание счастья; но стремление к счастью — это общее стремление каждого человека и всего человеческого рода.

А теперь попытаемся все-таки понять, что же это такое — счастье. Существует множество различных описаний этого явления, но если мы посмотрим повнимательнее, если мы постараемся проанализировать опыт человеческий, то поймем, что счастье — это состояние человеческой души. Можно жить во дворце и закончить жизнь самоубийством — мы знаем, что такие случаи имеют место. Можно быть очень богатым человеком, и при этом глубоко несчастным, — мы знаем такие случаи, и я как пастырь знаю их очень хорошо. Можно быть даже инвалидом и быть счастливым, а можно быть спортсменом и быть несчастным. Счастье — это то, что является содержанием нашей внутренней духовной жизни.

И вот о чем мне хотелось бы сказать. На пути к счастью мы проходим различные этапы своего возрастания, формирования собственного мировоззрения. Каждый возраст, каждая историческая эпоха накладывают на формирование этого понятия свой отпечаток. Тем не менее совершенно очевидно, что счастье зависит от нашего выбора. Нам постоянно приходится сталкиваться с выбором — выбором профессии, выбором образования, выбором друзей. Но если говорить о самом важном, то речь идет о выборе между добром и злом. Почему так? А потому что счастье и добро — это синонимы. Не может быть человеческого счастья в сосуществовании со злом, потому что зло разрушает человеческую личность, зло — от диавола, а там, где диавол, нет жизни, там смерть. И никакого счастья не может быть в жизни человека, если в этой жизни превалирует зло, если зло господствует над добром.

Вот то, что все мы должны воспринять умом и сердцем — не может быть счастья без добра. Если хотите, это лозунг всей жизни. И поэтому, если кто-то предлагает вам другой путь к счастью, который не включает в себя достижение добра, возрастание в добре, то это ложный путь. Отказывайтесь от него, не ведитесь на этот соблазн. Ведь мы знаем, как иногда перед молодым человеком рисуют золотые горы, только говорят, что на пути достижения всех этих благ земных нужно сделать одно, другое, третье, четвертое, и путь часто проходит не просто через согласие со злом, через компромисс со злом, но и через соучастие в злых человеческих действиях.

Понимание того, что счастье и добро почти синонимы, — это очень важная фундаментальная идея, которая должна войти в нашу плоть и кровь. К сожалению, в наше время — не только в наше последнее время, я бы сказал, в новейшее время, особенно в эпоху, которую философы называют эпохой постмодерна, начавшуюся во второй половине XIX века и расцвела очень пышно в начале века XX. Конечно, название условное, как обычно при определении исторических этапов. Но понимание постмодерна дает нам ключ к пониманию особенностей той эпохи, в которой мы живем. Постмодерн — это эпоха сомнений. Это эпоха, которая исключает незыблемые авторитеты. Это эпоха, которая концентрирует всю ценностную систему исключительно на человеке. Кстати, началось это еще раньше. Вы все хорошо знаете, что была эпоха Ренессанса. Что такое Ренессанс? Ренессанс — это возрождение языческой философии, языческой культуры, античных способов выражения художественной мысли, будь то в архитектуре, живописи, скульптуре. Это возрождение античности в ее языческом изводе. А в центре языческого мировоззрения был человек. Даже боги были подобны людям, даже боги жили человеческой жизнью — гневались, любили, раздражались, воевали, проливали кровь. Это был реальный антропоцентризм, когда человек был в центре вообще всей картины мира. И когда мы говорим о Ренессансе, мы как раз говорим о возрождении языческой философии, языческого антропоцентризма.

Что же было до языческого антропоцентризма, который был подхвачен эпохой Ренессанса? А был теоцентризм — в центре человеческой жизни был Бог. Он был мерилом добра и зла, Он был доминантой человеческой жизни. Мы знаем, что замечательная эпоха Византии, замечательная эпоха духовного возрождения Западной Европы, особенно во второй половине первого тысячелетия, были связаны с теоцентризмом.

Приведу вам такой пример. Вы все знаете, что такое готическая архитектура. Многие, кто путешествовал по западным странам, видели эти огромные готические соборы. Готический собор отражал идею теоцентризма. Все человеческие силы, все мечты, весь полет мысли — всё обращалось к Богу, и готический собор символизировал движение человека к Богу. Но потом наступила эпоха Ренессанса, и вместо готического собора — мы сейчас говорим о Западной Европе, о западной культуре — появились псевдоязыческие классические здания. Это на самом деле было возрождение языческой культуры, и вместе с этим возрождением культуры Бог ушел из центра человеческой жизни и снова в этот центр пришел человек. Кто-то может сказать: что ж плохого? Как говорил классик, человек — это звучит гордо, что ж тут слезы проливать? Все ради человека, все во имя человека… Но вот в чем проблема: если человек — мерило истины, то ведь это не абсолютное мерило. Сколько голов — столько умов. Человеческий авторитет не может быть абсолютным, потому что всегда найдется другой авторитет, который с легкостью оспорит то, что говорил его предшественник. И тот факт, что именно человек снова стал мерилом истины, и привел к тому, что добро и зло стали измеряться исключительно человеческим критерием. Где человек, там относительность, и получилось так, что относительными стали и добро, и зло, — именно потому, что исчез абсолютный, божественный критерий истины.

А что же дальше? Ну а дальше, если человек вырабатывает критерии различения добра и зла, он, конечно, создает свои собственные ценности. И создаваемые человеком ценности очень изменчивы — они могут быть очень привлекательны в одну эпоху и отвергаться другой эпохой. Человек придумывает ценности, подверстывая их под свои предпочтения, под свои интересы и, если продолжить этот ряд, под свой эгоизм. Получается, что человек обслуживает самого себя, создавая определенную систему ценностей, которая запечатлевается в политике, в общественной жизни, в личной жизни.

И вот здесь возникает очень важная тема, которой необходимо коснуться именно в этой молодежной аудитории. Возникает тема человеческой свободы. Если во всем — человек и человеческий эгоизм, если нет никакого абсолютного критерия истины, то на что начинает работать человеческая фантазия? Движимая эгоизмом, она стремится обеспечить в первую очередь свое собственное благополучие, и создаются ценности, которые находятся под влиянием эгоистических устремлений человека. Ценным становится то, что удобно и приятно для человека. Никто не задумывается — а это полезно или вредно? А каковы последствия вкушения этого удобства и этой приятности?

Приведу вам пример, который вы все хорошо знаете. У каждого гаджет в кармане — уже давно известно, что это небезобидная вещь, что через гаджет можно наблюдать за человеком, собирать информацию, причем информация может хранится неизвестно где, далеко за пределами нашей страны. Многие ученые предупреждают: будьте осторожны, через этот приборчик очень легко отслеживать вашу жизнь. Скажите, пожалуйста, кого-нибудь это остановило от прекраснодушной болтовни, от того, чтобы посылать в пространство Интернета самые разнообразные сообщения, полностью раскрывая самого себя, думая, что это будет касаться только того, кому ты адресуешь свои мысли, свои переживания, свои чувства, всю свою подноготную? Я иногда ради пастырского интереса перелистываю комментарии, которые можно найти в Интернете под той или иной публикацией, — поражаешься, как человек выворачивает все свое нутро наружу. Такое впечатление, будто он в исповедальне находится. Куда все это идет? Кто это использует? Но нас это не ограничивает, мы делаем то, что хотим, потому что это удобно и приятно.

Так вот, через создание ценностей, которые удобны и приятны, очень легко создать систему, способную управлять массами. Чаще всего это происходит, когда больше всего говорят о свободе. В наше время свобода — это один из фетишей, один из самых ярких и сильных политических лозунгов, и при этом современная цивилизация создает средства и способы тотального контроля за человеческой личностью. Ведь они удобны, приятны, обеспечивают комфорт, и мы, абсолютно не задумываясь ни о чем, используем все эти средства.

Я бы хотел, чтобы вы меня правильно поняли. Я не против того, чтобы люди пользовались всеми этими гаджетами, Интернетом для участия в дискуссиях. Я призываю вас к разумности, к разумной сдержанности. Ведь хорошо сказано в Евангелии: «Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут обернуться и растерзать вас» (см. Мф. 7:6). Нужно оставлять свое личное пространство достаточно закрытым в том смысле, чтобы через вторжение в него никто не мог нанести вам существенного вреда.

Ну а теперь вопрос: как же во всех этих условиях сохранить свободу? Тотальный контроль может быть обеспечен через колоссальное влияние моды и других способов формирования общественных вкусов и предпочтений. Об этом написаны целые библиотеки — как формируется мышление масс, как управляются огромные коллективы людей, такие технологии существуют. И возникает вопрос: а как же во всем этом разобраться? Как же не потеряться во всех закоулках современной жизни? Как сохранить свободу? Это очень важный вопрос. Кому-то это может показаться странным — о какой свободе идет речь, я совершенно свободен! Но если вы посмотрите на все факторы, которые влияют на вас и формируют ваше мышление и ваше поведение, то окажется, что эти факторы очень эффективно направляют вашу жизнь в ту или иную сторону.

Что же нужно, для того чтобы быть свободным? Замечательные слова находим в Евангелии от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). И речь идет не о человеческой истине, не о человеческой мудрости, не об очередном -изме, не о какой-то философии и идеологии, — речь идет о Божественной истине.

Многое было разрушено в европейской культуре с приходом антропоцентризма, но единственное, что невозможно было разрушить ни тогда, ни в последующее время, ни во времена гонений на Церковь в нашей стране — невозможно было разрушить доверие людей к слову Божиему. Евангелие дает нам с вами откровение об Истине. Только очень важно, чтобы это откровение не осталось в нашем сознании на уровне каких-то заученных фраз, чтобы оно стало действительно частью нашего мировоззрения, чтобы оно помогало нам в жизни. И Евангелие сделает нас свободными! Оно делает нас свободными! Оно делало нас свободными во времена страшных гонений на Церковь, я застал еще эти времена, я помню, как деклассированы были верующие люди. Помню, как кто-то из священнослужителей, который дружил с моим отцом, узнал, что я собираюсь идти в семинарию, — а это было в эпоху хрущевских гонений. И этот батюшка совершенно откровенно сказал мне: «Не делай этого, потому что всему, чему ты хочешь служить, может быть, осталось существовать только лет десять, все закончится». Я не послушал того батюшку и никогда об этом не пожалел. Ибо я видел способность нашего поколения, предыдущих поколений, кто на Соловках отбывал страшную каторгу за веру Христову, оставаться свободными в условиях внешней несвободы. И я думаю, их подвиг, их страдания, их жизненный пример должен и нас научить тому, чтобы оставаться свободными в условиях внешней свободы — не отдавать никому свою душу, кроме Бога, сохранять свою способность критически оценивать все то, что приносит нам сегодня информационный поток.

Замечательные слова мы находим в Писании, которые могут помочь нам понять, как же распорядиться своей свободой. «Все мне позволительно, но не все полезно, — говорит апостол Павел, — все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Возможность чего-то достигать не означает, что ты непременно должен этого достичь. Многообразие человеческого опыта не предполагает, что каждый человек должен все на своем опыте испытать. Вот это стремление и желание познавать только то, что тебе нужно и полезно, и формирует человеческую мудрость. Господь действительно наделил с вами свободой. Я бы сказал даже, что наделил, ограничив Свою собственную свободу. Он ограничил Свою собственную свободу, основав этот мир на физических законах, и эти физические законы действуют с непреодолимой силой. Взрываются вулканы, происходят землетрясения, многие люди говорят: «А где же тут Бог?» А Бог — в творении, Он пожелал, чтобы мир существовал именно на таких законах, мы не знаем почему. Мои мысли — не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55:8). Он так основал мир, что его законы работают с непреодолимой силой и в каком-то смысле ограничивают Божественную свободу, — но это по Божественному замыслу.

Так же и человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.

Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас.

И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности. Мы должны помнить, что христианская вера, христианская религия — это религия оптимизма. Почему? Да потому, что Господь дал нам, людям земли, великий дар свободы, и чтобы мы его не использовали во зло, Он нас вразумил, Он дал нам Евангелие, Он дал нам руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути. И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и преобразить лик окружающего нас мира.

Именно к такому шествию по жизненному пути я и призываю всех вас. Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства