Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии в храме блаженной Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме блаженной Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы
Версия для печати
26 августа 2018 г. 18:44

26 августа 2018 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма блаженной Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня по церковному календарю 13-е воскресенье или, как мы говорим по-славянски, 13-я Неделя после Пятидесятницы. В этот день всегда читается одно и то же Евангелие (Мф. 21:33-42) — хорошо известная притча о злых виноградарях. Тех самых, что избивали посланных хозяином виноградника слуг, которым надлежало взять плоды трудов этих виноградарей, — а в конце концов они убили и сына хозяина, его наследника.

Уже современники Спасителя понимали, о чем идет речь. Речь идет о том, как избранный народ относился к посланникам Божиим — пророкам. Многих пророков изгоняли из человеческого общежития, побивали камнями, многие были физически уничтожены. А под образом сына, которого посылает хозяин виноградника, скрывается Сам Господь, потому что хозяин виноградника — это Сам Бог.

О чем же эта притча? Эта притча о самом главном — об отношении людей к присутствию Бога в их жизни и в человеческой истории. И мы знаем, что это отношение очень несправедливое по отношению к Богу. У святого Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог предвидел, что человек будет таким плохим, но Его любовь и благость преодолели это предвидение». Господь создал мир таким, каким он есть, зная, что произойдет. Конечно, Бог знал, что будет с родом человеческим. Он знал, каким будет человек, Он знал, что человек в Него верить не будет, что человек будет бороться с теми, кто в Него будет верить. Бог все знал, но, по слову Златоуста, Его любовь преодолела это предвидение.

Итак, эта притча повествует о главной драме человеческой истории — об отношении людей к Богу. Это отношение было разным, но большинство людей на протяжении истории относились к Богу не как к любящему отцу и не воздавали Ему благодарение за сам акт творения, за само появление человеческой жизни. Только отдельные люди — пророки, святые, подвижники — прозревали этот великий акт Божественной любви по отношению к миру — создание человека — и строили свою жизнь так, чтобы ответить на этот Божественный акт любви своей встречной любовью. Абсолютное большинство людей никогда не воспринимали как нечто главное для себя то, что Бог их создал, создал мир, и что предназначением человека является ответная любовь к Богу.

Но ведь это отношение людей к Богу, к Творцу мира, к их собственному Творцу и Отцу ничего, по сути, не меняет. Это их личное отношение, их личный грех — не видеть благость Отца; это наш с вами грех. А с точки зрения излияния Божественной любви в мир ничего не меняется. Бог по-прежнему любит Свое творение, вселенную, землю нашу, род человеческий и каждого из нас. Это означает, что именно любовь, которая и есть существо Божественной жизни, должна быть главным законом человеческого общежития. Мы научены этому Самим Господом.

Конечно, каждый понимает, что величайшее Божественное откровение о любви Творца к роду человеческому и о том, что закон любви является главным законом человеческого общежития, очень далеко от нашего образа жизни и даже от нашего внимания. Но вот что нам нужно понять из всего сказанного: закон любви Бог не отменил. А это единственный закон, следуя которому, можно чего-то в жизни достичь. Это единственный закон, на основании которого можно построить правильные человеческие отношения, будь то в семье, в обществе, в государстве, на планете Земля. Нет другого закона!

Понятие любви, конечно, почти всеобъемлюще. Можно вычленить из него, например, такое высочайшее проявление чувств, как любовь матери к своему ребенку. Но есть и другая любовь — например, любовь человека к животному, к щенку, который вдруг появляется в вашей жизни. Всё это любовь. И вот некое среднее арифметическое в этой любви — от любви Бога, от любви матери к ребенку до любви к каким-то явлениям жизни — можно описать очень понятным словом «добро».

Любовь — вершина, любовь должна пронизывать всю жизнь, но не всегда это получается. Так вот, для того чтобы приразиться любви, чтобы ощутить ее в своей жизни, чтобы понять, что же такое закон любви, нам нужно научиться просто делать добро и всячески избегать зла. Зло должно быть за границами нашей жизни. И когда в нашу голову приходят злые мысли, гоните их немедленно, потому что эти злые мысли — не от Бога; если вы их реализуете, они приведут к плохому. Если вас посещают чувства недоброжелательности, ненависти, — гоните их немедленно! Помните, что эти чувства разрушают жизнь, и не они положены Богом в основу бытия. Если же вы вдруг проявляете внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы вдруг чувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите это чувство — это отображение Божественной любви.

Кольми паче мы должны беречь наши чувства в общении друг с другом! Добро должно быть основой наших взаимоотношений, а там, где добро, там и любовь. Постепенно Божественная заповедь о любви, закон жизни, который есть любовь, несомненно, отобразится и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших поступках, если начнем с малого делать добрые дела. Пусть наши добрые дела сперва увидят наши родные, близкие, родители, муж или жена, наши дети, наши друзья… А дальше? А дальше каждый человек, который попадается на нашем жизненном пути, — давайте встретим его добром, а не злом, испытаем, посмотрим, какой будет его реакция. Может быть, через это маленькое добро мы сможем так повлиять на человека, что и он будет делать добро. К этому Господь нас призывает, и другого пути у нас нет. Другой путь — это путь зла, страданий, скорби, болезней, войн, уничтожения, преступлений, всего того, чего сторонится психически нормальный человек, потому что все это страшно, все это ведет к погибели.

Через притчу, которую мы сегодня слышали, Господь открыл нам тайну Своего присутствия в человеческой истории. Задумываясь над этой тайной вместе со святыми отцами, мы повторяем, что благость Божия, Его любовь превзошли Его предвидение о падшем и греховном человеке. И если Бог так относится к нам, то как же мы должны относиться к Нему — нашему Творцу и Спасителю? Сегодняшнее Евангелие учит нас любви, через которую человек познает Бога и на которую Бог откликается Своим могуществом и Своей силой, управляя путями человеческой истории и жизненным путем каждого из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина