Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Определение «О задачах Церкви в области богословского образования»

Версия для печати
16 января 2009 г. 03:52

Сознавая, что богословское образование является сегодня приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви, Освященный Архиерейский Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ:

 

1. К предстоящему Поместному Собору разработать детальную концепцию, которая могла бы лечь в основу новой системы богословского образования. Полное внедрение этой системы, с помощью Божией, желательно осуществить до конца столетия.

2. Новая система богословского образования должна включить в себя лучшее, что было присуще дореволюционной системе и что существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования.

3. Эта система должна быть чувствительна к существующим сегодня пастырским проблемам и к тем запросам, которые современное общество обращает к Церкви.

4. Новая система богословского образования в полной мере должна учитывать реальные возможности нашей Церкви и опираться на существующий и могущий в ближайшее время быть подготовленным кадровый потенциал, а также разумное взаимодействие со светской наукой и высшей школой.

5. Концепция, которую надлежит разработать, должна быть нацелена на обязательное высшее богословское образование для священнослужителей, преподавателей религии и катехизаторов.

6. В этой связи необходимо определить стандарт высшего богословского образования, которое предполагается обеспечить в духовных семинариях, на богословских факультетах и в других специализированных высших учебных заведениях.

7. Новая система богословского образования должна включить специальную подготовку для священников, осуществляющих пастырскую работу в Вооруженных Силах и в местах заключения, а также постоянно действующие структуры поддержания и повышения уровня богословских и иных специальных знаний.

8. На базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации, включающую подготовку и защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и магистра.

9. Определить место духовных училищ в этой будущей системе, ибо в настоящее время главная цель училищ — ускоренная подготовка кандидатов для рукоположения в условиях острейшего кадрового кризиса. Очевидно, что по мере преодоления этого кризиса должны меняться как профиль, так и предназначение духовных училищ.

10. Наравне с подготовкой концепции богословского образования в Русской Православной Церкви необходимо продолжить совершенствование существующей ныне системы. Это совершенствование должно быть направлено на решение главной проблемы, стоящей сегодня перед духовной школой: скорейшую подготовку кадров приходских священников и преподавателей духовных училищ и семинарий. Но уже сегодня, совершенствуя духовную школу, следует принимать во внимание перспективу, дабы переход на новую образовательную систему был безболезненным.

11. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующие типовые уставы духовных училищ, семинарий и академий с тщательной предварительной проработкой таких вопросов как:

  • порядок назначения начальствующих лиц и подотчетности учебных заведений епархиальному архиерею и Учебному Комитету;
  • структура, задачи и соотношение духовных школ всех трех ступеней: училища, семинарии, академии;
  • введение специализации в духовных академиях;
  • восстановление института профессорских стипендиатов.

12. Делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения, каковыми они призваны стать в новой системе богословского образования. Это преобразование должно опираться на соответствующее кадровое обеспечение и совершенствование материальной базы учебного процесса. Необходимо озаботиться разработкой новых программ и учебных планов, которые бы исключили параллелизм в преподавании ряда дисциплин и дали возможность расширить круг изучаемых предметов.

13. Как можно скорее следует завершить начатую программу издания учебных пособий для духовных семинарий.

14. В связи с изменением условий, в которых ныне существует наша Церковь и ее духовные школы, следует уже в этом году разработать и внедрить в практику новую программу вступительных экзаменов в духовные семинарии, дабы осуществлять набор абитуриентов, нравственный и интеллектуальный уровень которых соответствовал бы высоким требованиям духовной школы.
Считать необходимым, повысить ответственность Преосвященных архиереев и епархиальных советов в подборе кандидатов для обучения в духовных школах.

15. Необходимо ускорить принятие положения об Учебном комитете, ясно очертив круг обязанностей и полномочий этого синодального учреждения, призванного координировать учебно-воспитательную работу в духовных школах Русской Православной Церкви и осуществлять руководство ими в пределах своей компетенции.

16. Выразить озабоченность тем, что многие из рукоположенных ныне священников не имеют систематического богословского образования. Сознавая, что это явление носит временный характер и обусловлено острой нехваткой кадров в связи с открывающимися в больших количествах приходами и монастырями, всячески подвигать таковых клириков на заочное обучение в духовных семинариях и академиях.

В этой связи подчеркнуть настоятельную необходимость скорейшей организации заочного обучения во всех ныне действующих духовных семинариях.

В целях поощрения священнослужителей, озабоченных своим богословским образованием, епархиальным Преосвященным учитывать образовательный уровень клириков при распределении их на приходы.

17. В целях улучшения трудного финансового положения духовных школ ходатайствовать перед Правительством России, других стран СНГ и Балтии, на территории которых таковые школы находятся, о выделении средств на их финансирование, учитывая особый вклад этих школ в дело нравственного и культурного возрождения народа и понесенные ими утраты в тяжелые годы господства государственного атеизма.

18. Считать финансирование системы богословского образования приоритетным при формировании общецерковного бюджета.

Материалы по теме

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

Опубликован рейтинг духовных школ 2024 года

Состоялось первая защита кандидатской диссертации выпускника аспирантуры Сретенской духовной академии

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий совершил литию на могиле протоиерея Николая Гундяева

В день памяти священномученика Илариона (Троицкого) председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре

В МГУ состоялась защита митрополитом Симферопольским Тихоном диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день победы 9 мая (26 апреля)»

Определение «О "Втором общем заявлении и предложениях Церквам" Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами (Шамбези, Женева, 23-28 сентября 1990 года)»

Определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межристианскому сотрудничеству в поисках единства»

Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время»

Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви»

Определение «Об издательской деятельности»

Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»

Определение «О православной миссии в современном мире»

Определение «О задачах Церкви в области богословского образования»