25-26 сентября 2018 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии прошла Х Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки».
Конференцию открыло пленарное заседание, которое началось со вступительного слова ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима. В своем слове архиерей, в частности, отметил:
«За десять лет обозначились отличительные черты конференции, определился круг ее участников, которым в Академии града Святого Петра всегда рады. В работе форума участвует почти 90 ученых из 5 стран и 16 городов России. Поначалу конференция привлекала специалистов в области церковной истории и библеистики, затем постепенно возрос интерес и к другим направлениям — религиозной философии, церковному искусству и литургике.
Особое внимание ученых, занимающихся исследованием церковной истории и различных феноменов жизни Русской Православной Церкви, во многом справедливо направлено сегодня на трагические события столетней давности, связанные с Февральской и Октябрьской революциями и началом антирелигиозных гонений. Следует отметить, что из четырех дореволюционных духовных академий — Петроградская пострадала раньше других, она была закрыта первой. В нынешнем 2018 году исполняется сто лет со дня этой печальной исторической вехи.
Текущий год ознаменован также столетием с момента мученической гибели последнего Российского императора Николая II и его семьи, канонизированных в лике страстотерпцев. Несмотря на то, что в последние три десятилетия эта тема получила значительное развитие и в известной степени может считаться исчерпанной, наша конференция не может ее не коснуться. Насильственная смена власти в 1917 году спровоцировала внутренний конфликт — Гражданскую войну. Проблема жизнедеятельности Церкви в эти тяжелые годы, как видится, станет одной из востребованных тем современных церковно-исторических исследований.
Исполненное многочисленными испытаниями минувшее столетие свидетельствует о неустанном действии Божественного промысла в отношении Церкви. Подвиги новомучеников и исповедников, самоотверженные попытки пастырей и пасомых не только сохранить духовное наследие прошлого, но и актуализировать его в церковной жизни продолжались на протяжении всего XX века. Воссозданная после Великой Отечественной войны Духовная академия города на Неве, невзирая на атеистический гнет, сумела стать достойной отечественной высшей богословской школой, снискавшей международное признание. Ограниченные возможности не помешали развитию здесь богословских, библейских и литургических исследований. Интерес к этим научным направлениям наблюдается в тематике докладов, представляемых на нынешней конференции. Это показывает, что научно-богословская школа нашей Церкви продолжает свой путь, и каждый из нас вносит свой посильный вклад в данный процесс».
Пленарное заседание продолжили доклады, посвященные различным направлениям богословской науки. Выступления открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Н. Кашеварова на тему «Патриарх Тихон и Гражданская война 1918-1920 гг.». Доктор философских наук, ассистент кафедры ветхозаветных исследований Православного богословского факультета Белградского университета Божович Ненад прочитал доклад «Древо жизни в буквальном и аллегорическом смысле: Экзегеза Быт 2:9 в святоотеческих текстах». Кандидат искусствоведения, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Д.Г. Мироненко представил доклад «Примеры иконографии как проповеднического средства иконного образа». В завершение прозвучал доклад научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Громовой «Просветительские и миссионерские задачи и их решение в рамках национального проекта "Императорский маршрут". К 100-летию памяти Царской семьи».
По окончании пленарного заседания участники конференции продолжили работу по различным тематическим секциям. Во второй половине для гостей была организована экскурсия, в ходе которой они посетили бывшее здание Святейшего Синода на Сенатской площади.
26 сентября, в заключительный день работы конференции, участники распределились по тематическим секциям: «История Церкви в XX веке, подвиг новомучеников Церкви Русской», «История Церкви до XX века», «Новозаветные исследования», «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии», «Богословие и патрология», «Религиозная философия», «Литургика», «Церковное изобразительное искусство и архитектура», «Церковно-музыкальное искусство».
Заседания секций «Новозаветные исследования» и «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» проходили в Книжной гостиной Академии. В неформальной обстановке «научного чаепития» работу секции «Новозаветные исследования» открыл доклад заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерея Георгия Климова на тему «Смысл самых первых в Четвероевангелии слов, произнесенных Иисусом Христом (Лк. 2:49), — сложности толкования». По его мнению, первые слова Господа указывают на то, что Он уже с юношеского возраста готовился к принесению Себя в Жертву на кресте.
Заведующий кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов в докладе «Усыновление как образ спасения в Новом Завете. Взгляд русских богословов в изгнании» продемонстрировал на примере трудов протоиерея Сергия Булгакова, епископа Кассиана (Безобразова), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Александра Шмемана, что новозаветный термин «усыновление» является предпочтительным для раскрытия понятия «спасение» по сравнению с другим, небиблейским термином, известным из святоотеческой литературы, — «обожение». Доцент Санкт-Петербургской духовной академии С.А. Андреева представила доклад «Традиционные (библейские) языковые формулы и их преобразование в агиографическом тексте», в котором она рассказала, как библейские устойчивые фразы могут приобретать новые оттенки смысла в агиографической литературе. Доцент кафедры библеистики Московской духовной академии иеромонах Филофей (Артюшин) в докладе «Проповедь в Назарете (Лк 4:16-30): загадка отвергнутого Мессии в свете богословия Евангелия от Луки» проанализировал структуру указанного фрагмента третьего Евангелия и отметил, что с помощью литературных приемов евангелист Лука указал на исключительную выразительность выступления Господа в назаретской синагоге, которое привлекло внимание всех присутствующих. Преподаватель Петербургской духовной академии священник Дионисий Харин предложил вниманию слушателей доклад «Портрет читательской аудитории книги Деяний апостольских», в котором аргументировано доказал, что адресатами указанной новозаветной книги были обратившиеся из иудеев и язычников-прозелитов члены христианской общины Коринфа. Доклад заведующего кафедрой библеистики СПбДА протоиерея Димитрия Юревича был посвящен теме «Сложные вопросы экзегезы Пролога Евангелия от Иоанна». В нем он выделил восемь основных проблем в понимании и переводе текста стихов 1-18 первой главы Евангелия от Иоанна и подробно остановился на двух проблемах: понимании термина ἐξουσία в стихе 12 и соответствующем переводе фрагмента данного стиха как «дал им возможность [или способность] стать детьми Божиими», а также выборе чтения «единородный Сын» или «единородный Бог» в 18-м стихе. Доцент Московской и Санкт-Петербургской духовных академий М.В. Ковшов в докладе «Роль Духа Святого в "Открывающей эсхатологии" (Inaugurated eschatology) св. ап. Павла» отметил, что дары Святого Духа в этой жизни будут также получены и в жизни будущего века. Связью двух веков является Сам Господь Иисус Христос. В докладе преподавателя Курской духовной семинарии священника Романа Коцапа «Анализ отрывка послания к Колосянам 2:8-10 "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно"» было продемонстрировано понимание термина «философия» у иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также у церковных византийских писателей. Заведующий кафедрой древних и новых языков СПбДА иеромонах Варфоломей (Магницкий) выступил с докладом «Лексико-грамматические особенности глагольных форм в Синодальном переводе Нового Завета», в котором представил в систематическом виде специфику перевода глагольных форм Нового Завета в Синодальном переводе.
В секции «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» также был представлен ряд докладов. Ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов) представил доклад «Суд Божий и суд человеческий: толкование Еккл. 3:15-17», ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Адрианов — «"Литература Премудрости" в современной библейской науке», профессор СПбГУ Е.Н. Мещерская — «Структура и особенности "Апокалипсиса" в апокрифе "Исход Марии"», заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин — «Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций», доцент СПбДА Д.Г. Добыкин — «Анализ Чикагского заявление о безошибочности Библии», доцент СПбДА Б.А. Тихомиров — «Книга пророка Амоса 5:25-27 — экзегетический экскурс», преподаватель МДА протоиерей Александр Тимофеев — «Забытое царство и утраченное единство: библейская археология на методологическом распутье», преподаватель СПбДА священник Александр Зиновкин — «Ишодад Мервский (IX в.) как комментатор Священного Писания», аспирант Института философии СПбГУ Ю.А. Снисаренко — «Историософская модель Втор. 30:1-10 в иудейских текстах периода Второго Храма» После каждого выступления участники заседания активно обсуждали представленные доклады.
По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии
Патриархия.ru