Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

ЦНЦ «Православная энциклопедия» приступает к публикации комментариев к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме

ЦНЦ «Православная энциклопедия» приступает к публикации комментариев к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме
Версия для печати
9 октября 2018 г. 10:40

Церковно-научный центр (ЦНЦ) «Православная энциклопедия» опубликовал первые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме. Как отмечается в комментариях ЦНЦ, научное качество исследований представителей Константинопольского Патриархата оказалось «удручающе низким».

Первые комментарии, размещенные на сайте церковно-научного центра, касаются доклада епископа Христупольского Макария (Гриниезакиса), викария Таллинской митрополии, клирика Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Исследование епископа Христупольского Макария стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским Патриархатом при принятии решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

«С учетом грядущих последствий… можно было бы ожидать, что труд епископа Макария является образцом научной компетентности и демонстрирует глубокое знание фактического исторического материала. Знакомство с указанными публикациями заставляет задуматься о том, на каком шатком основании Константинопольская Патриархия пытается строить свою международную церковную политику», — говорится в предисловии к комментариям.

На основании неопровержимых исторических фактов в комментарии ЦНЦ опровергаются воззрения епископа Христупольского Макария на историю Русской Церкви начиная с XI века.

Среди прочего, подробно рассматриваются события, приведшие к фактическому установлению автокефалии Русской Церкви в 1448 году. В частности, дается ответ на обвинения в «неканоничном» избрании епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси: «В Константинополе даже не стали ждать кандидата от Киевской митрополии, а поставили на Киевскую кафедру никак не связанного с митрополией грека Исидора, активного сторонника унии и деятельного участника переговоров с Римом. И хотя великий князь Московский Василий II открыто заявил о недовольстве тем, что Константинопольский Патриархат не согласовал свое деяние с самой митрополией, верная церковно-каноническим правилам Москва приняла Исидора "с честью" и не оспаривала его назначение».

Несмотря на это, Исидор принял на Ферраро-Флорентийском соборе унию с католиками и вернулся в Москву «как папский кардинал и легат, с преднесением латинского креста; на первой же Литургии в Успенском соборе Московского Кремля он помянул Римского папу Евгения как главу единой Церкви и устроил торжественное чтение буллы папы с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора», ― отмечается в комментариях. В итоге митрополит Исидор был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре: по каноническим правилам его судьбу должен был решить Константинопольский Патриарх, который, однако, сам оказался явным сторонником унии.

«Как следствие, в 1448 году, спустя семь лет после бегства Исидора, в Москве было принято решение о поставлении Киевского митрополита собором русских архиереев без участия Константинопольского патриарха. 15 декабря 1448 года собор русских епископов, созванный князем Василием II, поставил епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси», ― констатируется в комментариях.

«Утверждать, как делает епископ Макарий, что поставление святителя Ионы было беззаконным, неканоничным и вообще состоялось "в подражание четырем Восточным Патриархам", — это большая ошибка. Вспомним, что в московском праздновании 500-летия этого события в 1948 году приняли участие представители практически всех автокефальных Церквей, включая и Константинопольский Патриархат», ― резюмируется в комментариях ЦНЦ.

Тенденциозность воззрений епископа Макария на Русскую Церковь изобличают эпитеты, которые он применяет для описания церковной ситуации накануне реформ Патриарха Никона: «Ошибочные церковные обычаи, которые проникли в церковную жизнь, были перемешаны с язычеством, колдовством, магией и самыми разнообразными суевериями», ― утверждает епископ Христупольский.

«Вопреки инсинуациям автора ничего "магического" или "языческого" ни в двуперстии — аутентичном византийском перстосложении, — ни в других традициях древнего русского благочестия (многие из которых просто отражали византийские обычаи, греками к XVII веку уже позабытые) не было и нет», ― возражает представителю Константинопольского Патриархата ЦНЦ.

Политизированный подход автора текста особенно ярко проявляется в оценках событий Российской истории XX века: «Фраза докладчика "В 1941 немецкие войска входят на Украину, в результате чего церковные отношения между Украиной и Россией прерываются", привлекает к себе не меньшее внимание: в отличие от большевиков, немцы у епископа Макария Украину не "оккупируют", а всего лишь "входят" в нее», ― подчеркивается в комментариях ЦНЦ.

К числу очевидных проявлений неведения автора относительно подлинной истории Русской Православной Церкви в ХХ веке отнесено и нелепое утверждение епископа Макария о том, что после смерти Патриарха Пимена митрополит Филарет, имевший более всех шансов на избрание, якобы «был отстранен от выборов по причине своего украинского происхождения».

«Между тем хорошо известно, что местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет от выборов отстранен отнюдь не был, а участвовал в них, однако члены Поместного Собора предпочли ему другого кандидата. Совсем странно выглядит попытка объяснить это националистическими мотивами, учитывая то, что из трех кандидатов, за которых голосовал Поместный Собор, двое (сам Филарет и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир) были этническими украинцами», ― замечают в ЦНЦ.

Такая же тенденциозность прослеживается и в приведенной епископом Макарием «статистике» за 2017 год, согласно которой количество православных верующих на Украине, относящих себя к прихожанам т.н. «Киевского патриархата», достигает 44%, а количество верующих, относящих себя к прихожанам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, — лишь 18%. «Всем, кто действительно интересуется церковной ситуацией на Украине, очевидно, насколько нерелевантны эти цифры», — говорится в комментариях ЦНЦ.

«На этом обзор "исторических данных", на которых основывалось и выступление Патриарха Варфоломея 1 сентября 2018 года, и его дальнейшие шаги, можно завершить. По сути это не экспертный, а пропагандистский документ. Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества», ― заключают в церковно-научном центре «Православная энциклопедия».

С текстом комментариев к докладу Преосвященного епископа Христупольского Макария на «Синаксисе иерархии Вселенского престола» «Церковная проблема на Украине» можно ознакомиться на сайте Седмица.ru.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года) [Статья]

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года) [Статья]

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

В ИНИОН прошла конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы»

Электронные базы данных о новомучениках и исповедниках Церкви Русской [Статья]

В Сергиевом Посаде прошла XIV научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России»

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Начал работу сайт электронного научного журнала «Богослов»

Синодальный миссионерский отдел запустил новый проект «Православный переводчик»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие новости

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Начал работу сайт электронного научного журнала «Богослов»

Синодальный миссионерский отдел запустил новый проект «Православный переводчик»

Начал работу портал «Память Церкви. Беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху»

В Дивеево проходит IV Межрегиональный форум православной молодежи «Радость моя»

Уникальный исторический ресурс по истории Православия в Америке опубликован в свободном онлайн-доступе

Обновлены медиаресурсы Синодального отдела по тюремному служению

Вышел первый эпизод подкаста «Дорога в Лавру»

В Москве прошла конференция о церковной помощи нуждающимся

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Международном научно-практическом форуме «Право цифровой безопасности»