Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

ЦНЦ «Православная энциклопедия» приступает к публикации комментариев к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме

ЦНЦ «Православная энциклопедия» приступает к публикации комментариев к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме
Версия для печати
9 октября 2018 г. 10:40

Церковно-научный центр (ЦНЦ) «Православная энциклопедия» опубликовал первые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме. Как отмечается в комментариях ЦНЦ, научное качество исследований представителей Константинопольского Патриархата оказалось «удручающе низким».

Первые комментарии, размещенные на сайте церковно-научного центра, касаются доклада епископа Христупольского Макария (Гриниезакиса), викария Таллинской митрополии, клирика Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Исследование епископа Христупольского Макария стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским Патриархатом при принятии решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

«С учетом грядущих последствий… можно было бы ожидать, что труд епископа Макария является образцом научной компетентности и демонстрирует глубокое знание фактического исторического материала. Знакомство с указанными публикациями заставляет задуматься о том, на каком шатком основании Константинопольская Патриархия пытается строить свою международную церковную политику», — говорится в предисловии к комментариям.

На основании неопровержимых исторических фактов в комментарии ЦНЦ опровергаются воззрения епископа Христупольского Макария на историю Русской Церкви начиная с XI века.

Среди прочего, подробно рассматриваются события, приведшие к фактическому установлению автокефалии Русской Церкви в 1448 году. В частности, дается ответ на обвинения в «неканоничном» избрании епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси: «В Константинополе даже не стали ждать кандидата от Киевской митрополии, а поставили на Киевскую кафедру никак не связанного с митрополией грека Исидора, активного сторонника унии и деятельного участника переговоров с Римом. И хотя великий князь Московский Василий II открыто заявил о недовольстве тем, что Константинопольский Патриархат не согласовал свое деяние с самой митрополией, верная церковно-каноническим правилам Москва приняла Исидора "с честью" и не оспаривала его назначение».

Несмотря на это, Исидор принял на Ферраро-Флорентийском соборе унию с католиками и вернулся в Москву «как папский кардинал и легат, с преднесением латинского креста; на первой же Литургии в Успенском соборе Московского Кремля он помянул Римского папу Евгения как главу единой Церкви и устроил торжественное чтение буллы папы с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора», ― отмечается в комментариях. В итоге митрополит Исидор был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре: по каноническим правилам его судьбу должен был решить Константинопольский Патриарх, который, однако, сам оказался явным сторонником унии.

«Как следствие, в 1448 году, спустя семь лет после бегства Исидора, в Москве было принято решение о поставлении Киевского митрополита собором русских архиереев без участия Константинопольского патриарха. 15 декабря 1448 года собор русских епископов, созванный князем Василием II, поставил епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси», ― констатируется в комментариях.

«Утверждать, как делает епископ Макарий, что поставление святителя Ионы было беззаконным, неканоничным и вообще состоялось "в подражание четырем Восточным Патриархам", — это большая ошибка. Вспомним, что в московском праздновании 500-летия этого события в 1948 году приняли участие представители практически всех автокефальных Церквей, включая и Константинопольский Патриархат», ― резюмируется в комментариях ЦНЦ.

Тенденциозность воззрений епископа Макария на Русскую Церковь изобличают эпитеты, которые он применяет для описания церковной ситуации накануне реформ Патриарха Никона: «Ошибочные церковные обычаи, которые проникли в церковную жизнь, были перемешаны с язычеством, колдовством, магией и самыми разнообразными суевериями», ― утверждает епископ Христупольский.

«Вопреки инсинуациям автора ничего "магического" или "языческого" ни в двуперстии — аутентичном византийском перстосложении, — ни в других традициях древнего русского благочестия (многие из которых просто отражали византийские обычаи, греками к XVII веку уже позабытые) не было и нет», ― возражает представителю Константинопольского Патриархата ЦНЦ.

Политизированный подход автора текста особенно ярко проявляется в оценках событий Российской истории XX века: «Фраза докладчика "В 1941 немецкие войска входят на Украину, в результате чего церковные отношения между Украиной и Россией прерываются", привлекает к себе не меньшее внимание: в отличие от большевиков, немцы у епископа Макария Украину не "оккупируют", а всего лишь "входят" в нее», ― подчеркивается в комментариях ЦНЦ.

К числу очевидных проявлений неведения автора относительно подлинной истории Русской Православной Церкви в ХХ веке отнесено и нелепое утверждение епископа Макария о том, что после смерти Патриарха Пимена митрополит Филарет, имевший более всех шансов на избрание, якобы «был отстранен от выборов по причине своего украинского происхождения».

«Между тем хорошо известно, что местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет от выборов отстранен отнюдь не был, а участвовал в них, однако члены Поместного Собора предпочли ему другого кандидата. Совсем странно выглядит попытка объяснить это националистическими мотивами, учитывая то, что из трех кандидатов, за которых голосовал Поместный Собор, двое (сам Филарет и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир) были этническими украинцами», ― замечают в ЦНЦ.

Такая же тенденциозность прослеживается и в приведенной епископом Макарием «статистике» за 2017 год, согласно которой количество православных верующих на Украине, относящих себя к прихожанам т.н. «Киевского патриархата», достигает 44%, а количество верующих, относящих себя к прихожанам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, — лишь 18%. «Всем, кто действительно интересуется церковной ситуацией на Украине, очевидно, насколько нерелевантны эти цифры», — говорится в комментариях ЦНЦ.

«На этом обзор "исторических данных", на которых основывалось и выступление Патриарха Варфоломея 1 сентября 2018 года, и его дальнейшие шаги, можно завершить. По сути это не экспертный, а пропагандистский документ. Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества», ― заключают в церковно-научном центре «Православная энциклопедия».

С текстом комментариев к докладу Преосвященного епископа Христупольского Макария на «Синаксисе иерархии Вселенского престола» «Церковная проблема на Украине» можно ознакомиться на сайте Седмица.ru.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Статья]

Епископ Горнокарловацкий Герасим: Мы не имеем права умалчивать о страданиях Украинской Православной Церкви [Приветствия и обращения]

Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи со сносом Десятинного монастыря [Документы]

В Киеве ночью снесли Десятинный храм

65 человек завершили протезирование в церковной больнице святителя Алексия. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 мая 2024 года) [Статья]

В Сутковцах Хмельницкой области захвачен Покровский храм Украинской Православной Церкви

На Светлой седмице рейдеры «ПЦУ» захватили храм в украинском селе Виженка

При захвате храма в селе Черногузы рейдеры избили верующих Украинской Православной Церкви

В епархиях Белорусского экзархата прошел курс лекций по православной экклезиологии

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Патриарх : Проповеди]

В единстве с Русской Православной Церковью [Интервью]

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»

В Тамбовской духовной семинарии прошли курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

В Минске прошли IV чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852)

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь»

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Международном научно-практическом форуме «Право цифровой безопасности»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру [Интервью]

Портал Милосердие.ru отмечает 20-летие

В Синодальном отделе по благотворительности призывают проявлять осторожность в связи с появлением мошеннических сайтов и групп