Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Если педагог не способен управлять своими эмоциями, ему надо сменить профессию

Митрополит Волоколамский Иларион: Если педагог не способен управлять своими эмоциями, ему надо сменить профессию
Версия для печати
4 декабря 2018 г. 18:04

1 декабря 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир»! Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! 

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! 

Е. Грачева: Владыка, в школе № 37 в Комсомольске-на-Амуре учительница наносила удары 9-летнему школьнику. Что бы Вы могли сказать такому педагогу, если бы встретились с ним лично? 

Митрополит Иларион: Я бы предложил такому педагогу принести личные извинения ученику, притом перед лицом всего класса, а также извиниться перед его родителями. Кроме того, думаю, если человек не способен управлять своими эмоциями, то ему стоит сменить сферу деятельности. Профессия учителя очень ответственная, и его работа требует большой выдержки. Дети ведут себя по-разному, они бывают трудными, но на то и учитель, чтобы воспитывать детей, — и воспитывать, конечно, не такими методами. 

Е. Грачева: Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина посоветовала многодетной матери сдать детей в приют, «пока та не выплатит ипотеку». Что можно сказать такой чиновнице? 

Митрополит Иларион: Чиновница наотрез отказалась подтвердить справедливость подобных обвинений в свой адрес. И мы, не будучи свидетелями этого разговора, не можем знать, что она сказала на самом деле. Если же такое было сказано, это, конечно, совершенно недопустимо.

Е. Грачева: А если по факту: мать-одиночка выплачивает ипотеку, отец не платит денег — должник по алиментам. Какой совет можно дать матери-одиночке, оказавшейся в такой сложной финансовой ситуации? 

Митрополит Иларион: Думаю, дело здесь не в том, чтобы дать матери какой-то совет, здесь должно быть вмешательство государства, может быть, на самом высоком уровне, чтобы подобные ситуации были исключены. Если женщина одна воспитывает троих детей и не в состоянии выплатить ипотечный кредит, это не основание для того, чтобы выставлять ее на улицу или отбирать у нее детей. В такой особой ситуации должны быть приняты особые решения государственными инстанциями. Надо сказать, что у нас вообще не так много многодетных семей — с тремя, с четырьмя детьми, даже с двумя детьми. И надо всячески поддерживать эти семьи, а не доводить ситуацию до того, что они могут оказаться на улице.

Е. Грачева: По данным ВЦИОМ, 60% родителей поддерживают идею сексуального просвещения в школах. Как с точки зрения Церкви нужно в этом отношении просвещать детей и с какого возраста?

Митрополит Иларион: Я думаю, что детям нужно что-то рассказывать не только о сексе вообще, но и о тех опасностях, которые сопряжены с ранней половой жизнью, с неразборчивыми сексуальными связями, в том числе об опасности заразиться СПИДом, венерическими заболеваниями. Дети должны об этом знать. 

Важно понять, кто будет вести занятия по сексуальному просвещению в школах и с какого возраста детям нужно знать о подобных вещах. Конечно, надо начинать не с младших школьников, а с того возраста, когда появляются первые риски для этих детей. А рассказывать о тематике отношений между полами должны люди, которые умеют говорить об этом целомудренно и не будут превращать уроки в развращение детей. Ведь, к сожалению, через такие учебные курсы детям зачастую навязываются стереотипы, которые являются едва ли не господствующими в западном обществе, где проводится систематическая работа по пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации. То есть вопрос не в самом факте сексуального воспитания, а в том, как и кем оно будет проводиться. 

Е. Грачева: Шотландия стала первой в мире страной, которая решила включить в школьную программу уроки, посвященные правам ЛГБТИ-сообщества (лесбиянок, гомосексуалов, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов). Таким образом, был отменен 28 пункт Конституции, который фактически запрещал пропаганду гомосексуализма в стране. Чиновники очень гордятся этим фактом, что они пионеры в этом направлении. Насколько ожидаемой для Вас стала эта новость из Шотландии?

Митрополит Иларион: Эта новость вполне ожидаема, потому что на протяжении уже достаточно длительного времени во многих странах Западной Европы проводится систематическая работа по не просто легализации нетрадиционной сексуальной ориентации, но и пропаганде такого образа жизни. 

Я поступил в Оксфордский университет в 1993 году, окончил в 1995-м, и я хорошо помню, как уже в то время велись дебаты на эту тему. Тогда еще общество было разделено, но уже в то время официальная точка зрения, которая озвучивалась в английских СМИ, склонялась к тому, что надо все разрешать, что гомосексуализм — это нормальное явление. 

Существуют две теории: гомосексуализм — это нечто приобретенное или нечто врожденное. Я придерживаюсь мнения о том, что это нечто приобретенное, но думаю, что это может быть приобретено на очень ранних стадиях развития человека. Сейчас на Западе господствует точка зрения, что это врожденное и не требует никакой коррекции — наоборот, если человек себя таковым ощущает, ему нужно дать те же самые права, которые даются семейным парам. 

Это глубоко порочная и глубоко ошибочная тактика. Она влияет, в том числе, на дальнейший спад рождаемости в западных странах, а самое главное — влияет на нравственный облик этих стран. 

Е. Грачева: Папа Римский Франциск заявил, что сексуальность — это дар Божий, а не табу. «Сексуальность, секс — это дар Божий, который Господь дает нам. И у этого дара две цели — любовь и рождение новой жизни. Это — страстная любовь. Когда между мужчиной и женщиной такая любовь, это ведет к вечной жизни». Почему в Православной Церкви мы редко слышим от священников такие слова, как «сексуальность», «секс»? Они этого стесняются, избегают таких слов? 

Митрополит Иларион: Некоторые стесняются этих слов. Некоторые считают, что об этом не следует говорить. Но, например, Святейший Патриарх Кирилл не избегает того, чтобы говорить на подобные темы. Встречаясь с молодежью вскоре после своего избрания на Патриарший престол и отвечая на поступившие от участников встречи вопросы, он сказал о том, что секс является одной из составляющих полноты жизни для семейного человека и что в брак вступают не только для деторождения. 

Существует точка зрения, согласно которой якобы христианство учит, что брак нужен исключительно для деторождения, что секс — это чуть ли не что-то само по себе греховное. Но на самом деле никогда Православная Церковь такому не учила. Церковь говорит о том, что секс становится греховным, когда он происходит вне брака, то есть осуждаются внебрачные связи, супружеские измены. Что же касается сексуальной жизни в браке, то она никогда Церковью не осуждалась — наоборот, это является неотъемлемой составляющей супружеского общения. 

Здесь надо, конечно, подчеркнуть и пояснить, что в жизни православного человека есть такое понятие, как пост. Постные дни также предполагают, если можно так выразиться, постные ночи. Пост предполагает не только воздержание от каких-то видов пищи, но и воздержание от супружеского общения. В многодневные посты, а также в ночь перед причащением муж и жена воздерживаются от супружеского общения, а во все остальное время оно не только дозволяется, но и благословляется Церковью. 

Е. Грачева: Экспертный совет при Правительстве в рамках программы укрепления общественного здоровья предложил обложить акцизным сбором в 20% колбасу, сосиски, другие производные от мяса продукты, а также сладкие газированные напитки. Якобы это будет способствовать переходу к здоровому питанию нашей нации. Но есть экспертное мнение, что это просто облагание налогом зависимости людей от определенных продуктов и завершится это только тем, что они перейдут на более дешевые продукты. Будут есть, например, колбасу низкого качества. Можно ли такими способами привить здоровый образ жизни нации? 

Митрополит Иларион: Как Вы правильно сказали, люди, которые к этим продуктам привыкли, у которых эти продукты входят в ежедневный рацион, скорее всего, просто начнут покупать продукты более низкого качества. То есть в итоге никакой пользе здоровью людей это не принесет.

Я не думаю, что за счет поднятия цен на те или иные продукты, можно отучить людей от их использования. Если у человека в привычный для него рацион входят какие-то продукты, а неожиданно цены поднимаются на 20% и он не может позволить себе их купить, скорее всего, он будет пытаться найти аналогичные продукты, но только еще более низкого качества.

Е. Грачева: Расстрел и резня в Подмосковье на почве ревности унесла пять жизней. Недавно прошел суд над человеком, который отрубил своей жене обе кисти рук. Он отправился за решетку на 14 лет. Причем в данной истории примечательно то, что жена обращалась в правоохранительные органы, у нее были опасения за свою жизнь, но полиция ей не помогла. Как вести себя женщине, если муж проявляет признаки насилия, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь своих детей?

Митрополит Иларион: Если муж проявляет признаки насилия, то жене нужно пытаться с ним говорить, искать общий язык, однако в случае, когда совместное проживание с таким супругом сопряжено с потенциальными рисками для здоровья женщины или детей, лучше от него уходить, чем оставаться, чтобы дело не дошло до таких трагических инцидентов.

К сожалению, женщина очень часто бывает беззащитной перед мужчиной, и не всегда она может предсказать агрессивное поведение мужчины. У жены всегда сохраняется какое-то доверие к мужу, и она не может себе представить, что ее супруг может подобным образом поступить. Но если тревожные признаки налицо, то, конечно, нужно сообщать в соответствующие инстанции.

Кроме того, можно прийти посоветоваться к священнику. Нередко пастырю удается, побеседовав с обоими супругами, разрешить тяжелую семейную ситуацию. Вмешательство священника очень часто уберегает семьи от разрушения и спасает женщину от насилия, которое она может претерпеть со стороны собственного мужа.

Кроме того, как Вы помните, не так давно был принят закон о декриминализации домашнего насилия. Мы этот закон с Вами обсуждали в передаче, и я указал на свое критическое отношение к нему. Я и сейчас считаю, что от этого закона никто ничего не выиграет. Нужно употреблять все возможные усилия для того, чтобы насилие в семье перестало быть нормой. К сожалению, о том, что сейчас это не так, свидетельствует количество трагических случаев, про которые мы узнаем, а есть ведь еще множество подобного рода инцидентов, о которых мы ничего не знаем, поскольку все это происходит за закрытыми дверьми и не выносится за пределы дома, за пределы семьи. Нужно сделать все возможное, чтобы абсолютно минимизировать угрозы для жизни женщины, для жизни детей.

Е. Грачева: Министр культуры Владимир Мединский, выступая на Петербуржском культурном форуме, особо обратил внимание на то, что мат проникает в сферу кино, театра, искусства: «В театрах, к сожалению, от нездорового либерализма некоторых худруков ненормативная лексика проникает на сцену, они говорят, что это жизнь, либо они этого не заметили, что это любит аудитория, что нельзя передать эмоции без этих слов». Может ли искусство быть полностью очищенным от мата? Вам такое искусство было бы интересно?

Митрополит Иларион: Мне вспоминается один случай, когда в школьные годы я некоторое время отдыхал вместе с мамой в Крыму. Как-то я увидел пастуха, который «управлял» стадом коров при помощи мата. Я его спросил: почему вы так с коровами обращаетесь? А он мне ответил, что, мол, по-другому они не понимают. Это, может быть, смешной случай, но он показывает, что люди настолько привыкают к матерщине, что им кажется, будто без нее невозможно передать эмоции, чувства или какие-то угрозы.

На самом деле немало людей прекрасно обходится без матерной лексики. Я, например, за свою 52-летнюю жизнь никогда не произнес матерного слова, при том что я два года служил в армии, где такая лексика была фактически нормативной — ее употребляли все. А я ее не употреблял никогда, и хотя поначалу надо мной из-за этого смеялись, под конец моей службы при мне стеснялись говорить матом.

Если хотим исключить мат из общественного пространства, мы должны, во-первых, его исключить из собственной лексики. А затем этот пример, я уверен, поможет и окружающим нас людям вести себя более прилично. Если же говорить об использовании этой лексики в театре или в кино, или в литературных произведениях, то я согласен с мнением нашего министра культуры о том, что ненормативная лексика, которая уже начала проникать в произведения культуры и искусства, должна быть исключена из публичной сферы. Я даже считаю, что за произнесение матерных слов в публичных местах нужно людей штрафовать. Полагаю, это отрезвило бы некоторых любителей подобной лексики. 

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». 

Вопрос: Почему Мария Магдалина не узнает Воскресшего Иисуса?

Митрополит Иларион: Речь идет об эпизоде, который описан в Евангелии от Иоанна, когда Мария Магдалина склонилась ко гробу, где был погребен Иисус, и не увидела там тела Господа. В это время Иисус уже стоял рядом с ней Воскресший, Он окликнул ее, но она Его не узнала. 

Есть предположение, что это произошло потому, что было темно или потому, что ее глаза были наполнены слезами. Я же думаю, что это произошло потому, что внешний вид Воскресшего Иисуса изменился. Его не узнавала не только Мария Магдалина, Его не узнавали некоторые ученики. Например, есть другой эпизод, когда Иисус подошел к двум из учеников, которые шли по дороге, и заговорил с ними, но те Его не узнали. Все это происходило потому, что внешний вид Воскресшего Иисуса изменился. А насколько он изменился и как — этого мы, конечно, не знаем. Но по евангельским повествованиям мы можем прийти к такому заключению. 

Вопрос: Почему Иисус говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20:17)? Получается, что Иисус подчеркивает тем самым, что Он не Бог?

Митрополит Иларион: Думаю, что здесь нет никакого подчеркивания того, что Иисус не Бог. Наоборот, Он говорит, что «Отец Мой и Отец ваш, Бог Мой и Бог ваш», то есть Он говорит, что и Он является Сыном Своего Отца, и мы являемся сыновьями и дочерьми нашего Небесного Отца. Но только в разном смысле: Он является природным Сыном Своего Отца, а мы являемся сыновьями и дочерьми Небесного Отца, потому что Господь нас создал.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения