28 и 29 января 2019 года в Храме Христа Спасителя в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений прошел семинар «От воскресных школ к приходскому попечению о детях», который был посвящен вопросам реализации концепции системного попечения о детях на приходах с учетом принципов, изложенных в документе «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви».
В первый день семинара, работу которого возглавил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской (областной) епархии епископ Зарайский Константин, были рассмотрены основные положения этого стратегического документа, а также логика развития приходского попечения о детях в соответствии с планом, изложенным в нем. Кроме того, был представлен анализ епархиальных отчетов о проведении совещаний по ознакомлению с Дорожной картой.
Как подчеркнул ведущий семинара, координатор рабочей группы по изучению и выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ, руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), жизнь детей в приходских общинах не ограничивается их учебной или досуговой деятельностью, но проявляется комплексно. Поэтому, по его словам, без внимания к духовной жизни детей, эффективным формам наставления их в вере, к их семьям, межличностному взаимодействию с другими членами прихода, духовенством, педагогами, без внимания к инфраструктуре прихода и эмоциональной среде, в которой присутствуют дети, невозможно качественно выстроить приходскую систему приходского попечения о детях. Ее результатом должна стать благорасположенная к детям приходская среда.
«Давно пришло время посмотреть на присутствие детей в Церкви комплексно, во всех гранях их жизни на приходе. Воскресная школа как основная форма церковно-приходского попечения о детях, сложившаяся за последние 25 лет, на сегодняшний день является существенно ограниченной и недостаточной для полноценного церковного попечения о детях», — подчеркнул священник.
Он также обратил внимание участников семинара на ключевые проблемы современной ситуации в приходах, которые препятствуют созданию благорасположенной к детям приходской среды, среди них: пастырская отстраненность от попечения о детях; комплекс психолого-педагогических ошибок; невовлеченность семьи в приходское попечение о детях; несоответствие реального образа жизни взрослых тому, о чем они говорят детям; зацикленность на школе и учебе и игнорирование других граней присутствия детей в Церкви.
Во второй день семинара была проведена углубленная работа по проблемным вопросам духовной жизни детей и даны методологические рекомендации по совершенствованию приходской среды в контексте попечения о детях.
«Наша цель — помочь раскрытию образа Божия в ребенке. Но прежде этого нам, работающим с детьми на приходах, необходимо задуматься о состоянии собственной духовной жизни; ответить на вопросы: "А какие у меня отношения со Христом? Кем Он является в моей жизни?"», — отметил ведущий семинара иеромонах Геннадий (Войтишко).
Священник описал антропологический портрет современного подростка, образ которого значительно изменился за последние 20 лет. В соответствии с этим кардинально меняется и роль взрослого человека в жизни ребенка, когда уже недостаточно быть для него просто передатчиком информации.
«Дети не нуждаются в нас как в источнике информации, для этого они используют поисковые системы в Интернете. Подростки нуждаются в опыте понимания самих себя, опыте решения конфликтов и положительного взаимодействия с членами своих семей и друзьями, опыте взаимоотношений с Богом. Следовательно, ценными становятся те встречи и занятия, на которых дети вводятся в опыт религиозной жизни. И что действительно мы можем сделать для них — так это поделиться своим опытом церковной жизни, любви к Господу и Его Церкви. Наша задача как православных педагогов — передать детям смыслы», — подчеркнул иеромонах Геннадий (Войтишко).
Был также представлен комплекс серьезных вопросов, которые бросают вызов нашим детям и на которые им без помощи взрослого ответить очень сложно. Среди них — вопросы понимания и приятия себя, вопросы взаимодействия со сверстниками, со своей семьей, осознания себя в мире и мировоззренческие вопросы («В чем смысл моей жизни? Зачем я живу? Есть ли Бог? И если есть, почему Он именно в Православной Церкви?»).
Кроме того, есть блок проблем, остро стоящих перед детьми верующих родителей, или детьми, имеющими опыт жизни в Церкви с детства. Например, проблема разорванности образа жизни в школе и в храме, проблема позиции ребенка-христианина в детском коллективе, проблема внутренней религиозной самоидентификации, проблема осознанной личной молитвы к Богу, проблема роста от модели внешнего религиозного поведения к глубокой внутренней религиозной жизни, проблема сознательного переосмысления хорошо известных евангельских истин и другие.
В заключение семинара преподаватель Российского православного университета, действительный член Профессиональной психиатрической лиги психотерапевт Марина Козлова представила метод трансактного анализа как один из возможных эффективных инструментов для помощи во взаимодействии священника, приходского педагога с подростками и семьями на приходах.
Всего за два дня в семинаре приняло участие около 500 специалистов из большинства епархий Русской Православной Церкви.
«Православное образование»/Патриархия.ru