29 января 2019 года председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамассий Георгий возглавил работу секции «Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?» направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений. Архипастырь представил участникам форума документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях», подготовленный профильной комиссией Межсоборного присутствия. По окончании форума митрополит Георгий дал интервью порталу «Монастырский вестник».
— Ваше Высокопреосвященство, в 2019 году тема XXVII Международных Рождественских образовательных чтений звучала как «Молодежь: свобода и ответственность». Почему, на Ваш взгляд, именно молодежь попала в фокус внимания церковной общественности?
— В последние десятилетия мы стали свидетелями бурного развития церковной жизни. Восстановлены монастыри, построено много храмов, все больше и больше людей приходят к вере и Богу. Вместе с тем мы видим, что сегодня есть и те, кто находятся вне церковной ограды. По каким-то причинам не у всех получается найти свою дорогу к Господу. И среди тех, кто еще не открыл свое сердце для встречи с Христом, много молодых людей. Как результат бездуховности мы наблюдаем неспособность молодежи создавать семьи — ежегодное количество разводов приближается к количеству заключаемых браков — и в мирное время при живых родителях дети становятся сиротами. Конечно же, Церковь обеспокоена духовным состоянием молодых людей, и наш форум — это попытка осмыслить происходящее, обсудить проблемы, которые стоят перед обществом, наметить пути их решения. Тема свободы и тема ответственности непросты и многогранны, и поэтому Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод Русской Православной Церкви сочли необходимым посвятить церковный форум нашей молодежи, разобраться, что вкладывают в понятия «свобода» и «ответственность» молодые люди.
— Отличалась ли молодежь периода Вашей юности, времени, когда Вы пришли в монастырь, от молодежи сегодняшней? Что для Вас тогда означали понятия «свобода» и «ответственность»?
— Я, действительно, начинал свой монашеский путь в молодые годы, страна тогда была во многом другой, наш мир был более замкнутым. Сегодня у молодых людей появилось больше возможностей, чтобы реализовать себя как в духовном, так и в светском отношении. Есть те, кто готов просвещать нашу молодежь, но есть и те, кто оказывает на молодых людей тлетворное влияние. Как тогда, так и теперь, кто-то стремится к свету, ищет Бога, хочет жить по Евангелию, а кто-то уходит в «страну далече» (см. Лк. 15:13). Сегодня, благодаря средствам массовой информации, мы лучше осведомлены о том, что происходит с молодежью, можем наблюдать за ярким проявлением разных процессов, происходящих в нашей стране. Но именно это и сподвигает церковных людей к необходимости снова и снова инициировать общение, проповедовать евангельские заповеди, говорить о том, что истинная свобода возможна только в Боге. Главная цель нашего диалога с молодежью состоит в том, чтобы помочь молодому человеку понять, хочет ли он свободы от Бога или свободы в Боге, быть рабом Господа или рабом греха и своих страстей, услышать слова апостола Павла: К свободе призваны вы, братья. Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5:13).
— Часто приходится слышать о том, что наше общество теперь более свободно, чем тридцать лет назад. Это могло бы означать, скажем, то, что людей, желающих выбрать правильный жизненный путь, должно становиться больше, однако приток послушников в монастырях сильно сократился. Как Вы могли бы объяснить это?
— Мне кажется, это несколько надуманное размышление, хотя бы потому, что тридцать лет назад на канонической территории Русской Православной Церкви был двадцать один монастырь, а сегодня их девятьсот пятьдесят. Тридцать лет назад было три духовных школы, а сегодня — тридцать восемь. Если же мы посмотрим, какое количество людей поступали в духовные школы тогда и сейчас, то поймем, что сегодня абитуриентов намного больше. Вместе с тем в обителях действительно не хватает насельников, поэтому, можно сказать, что у молодых людей есть большое поле для духовного совершенствования и развития.
— Владыка, на пленарном заседании профильного направления Рождественских чтений Вы делали доклад о монашеском призвании. Скажите, на Ваш взгляд, молодому человеку сегодня легче или труднее услышать призыв Божий? В наши дни нет недостатка в информации о монастырях и монашестве, но облегчает ли это обстоятельство личный выбор человека?
— Трудности выбора жизненного пути всегда одинаковы, и у каждого они свои. Прежде всего, человек должен разобраться: монашество — это его путь спасения, или оно ему просто нравится? Для этого надо получить определенный опыт жизни при монастыре, накопить опыт общения с духовниками, старцами, наставниками, почитать Священное Писание, святых отцов... Если все это ложится на сердце, тогда это твое; если чувствуешь, что быстро устаешь от подобного делания, то надо еще и еще раз подумать.
— На монашеских форумах Вы часто говорите о том, насколько внимательными надо быть руководителям монастырей, принимая в братство или сестричество новых послушников. А молодому человеку, выбирая обитель, разве не нужно быть внимательным? Или Господь обязательно даст почувствовать человеку, его ли это место — монастырь?
— Но ведь это всегда движение навстречу друг другу: мы смотрим на молодого человека, готов ли он вступить в монашескую братию — свою новую семью, а он смотрит на нас, чтобы понять, хочет ли стать членом этой семьи. В этом случае решения и свободный выбор должны быть обоюдными. Бывало, что человек не нашел себя в каком-то одном монастыре, но состоялся как монах в другой обители. Надо учиться слушать свое сердце. Когда нам холодно, мы стремимся к теплу, и если находим источник тепла, хотим остаться возле него. Так и в духовной жизни. Когда человеку хорошо в монастыре, он ощущает в душе мир, покой и утешение и понимает, что это его место. Если Господь стучится в сердце человека, сердце не может не отозваться. У каждого из нас это происходит в свое время.
— На секции «Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?» Вы представили участникам направления документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях». Расскажите, пожалуйста, об этом документе. Как проходила работа над ним?
— Каждый документ рождается по-своему. В этом документе мы, руководствуясь святоотеческим преданием, традицией Церкви, монашеской традицией и современным опытом разных монастырей, постарались раскрыть тему духовного руководства. У игуменов и игумений часто возникают вопросы, касающиеся окормления насельников, и составители собрали практические советы и современным языком изложили все необходимое по этой проблеме. Будем наблюдать, останется ли этот документ на книжной полке или будет воспринят монашествующими как некое методическое пособие. В подобных документах есть жизненная необходимость, поэтому комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решения Президиума Межсоборного присутствия, работает над составлением правил, которые должны помочь Церкви, а потом выносит их на обсуждение, чтобы соборный разум исправил или дополнил результаты наших трудов. Так что теперь мы будем ждать откликов на свою работу и смотреть, «приживается» ли этот документ, приносит ли пользу монастырям, и если нет, то будем дальше обсуждать стоящие перед современным монашеством вопросы и вместе искать на них ответы.
— Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали молодым людям, которые сегодня ищут монашеской жизни?
Не только тем, кто стремится к монашеству или живет в монастыре, а вообще всем молодым людям хочу пожелать впитать слова псалмопевца Давида, который говорит: Господи, ... сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Чистота сердечная — одна из высших добродетелей человека. Мы говорили с вами, как важно услышать голос Божий, но в Священном Писании читаем, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Бога можно увидеть только чистым сердцем. Поэтому желаю молодым людям хранить чистоту сердечную, не разрушать ее, и тогда Господь будет с вами, а вы сможете выбрать правильный путь жизни.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru