Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь — это не «комбинат ритуальных услуг», а живое и динамичное сообщество

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь — это не «комбинат ритуальных услуг», а живое и динамичное сообщество
Версия для печати
13 февраля 2019 г. 10:02

9 февраля 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, в нашей последней передаче мы говорили о 10-летии интронизации Патриарха Кирилла. К этой дате в серии «Жизнь замечательных людей» вышла Ваша книга о Патриархе Кирилле. И почти одновременно в той же серии вышла Ваша книга об Иисусе Христе. Почему Иисус Христос подпадает под категорию, по-Вашему, замечательных людей?

Митрополит Иларион: Мне не раз уже задавали этот вопрос, в том числе, задавали его верующие люди, которые недоумевали, как же можно Иисуса Христа ставить в один ряд с революционерами, террористами, которым посвящены отдельные тома этой серии. Разве это не будет унижением Иисуса Христа? Я на это отвечаю так: если Господь Иисус Христос не погнушался быть распятым между двух разбойников, то Он не погнушается и тем, чтобы книга о Нем стояла в серии, которая включает книги о самых разнообразных и знаменитых людях.

Книга была написана для того, чтобы напомнить, что Христос — Бог и человек. Он одновременно был Бог и человек, но то, что Он был Бог, не делает Его незамечательным человеком. Он был не просто замечательным человеком, но вообще самым знаменитым человеком за всю историю. И я это доказываю в своей книге, начиная с очень простого примера: Мы живем по календарю, который точкой отсчета имеет рождение Иисуса Христа. Много раз пытались заменить календарь на какой-нибудь другой — во время французской революции или после революции 1917 года, но все равно возвращались к тому же календарю. Это лишь один из примеров того колоссального влияния, которое человеческая личность Иисуса Христа оказала на историю, на нравственность, на культуру. Тем более, что вне зависимости от конфессиональной принадлежности читателей, в этой серии есть книги об основателях всех традиционных конфессий. Есть книга о Будде, о Магомете. Почему же не должно быть книге об Иисусе Христе?

Е. Грачева: А книга о биографии Патриарха Кирилла вышла в подсерии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается…». У меня в этой связи вопрос: выходит, что биографию Патриарха Кирилла Вы или другой автор еще продолжите, а во Второе пришествие мы уже не верим? Ведь книга об Иисусе Христе вышла не в этой подсерии «Биография продолжается…». Так?

Митрополит Иларион: В серии «Жизнь замечательных людей» обычно книги посвящены людям, которые закончили свой земной путь, а серия «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается…» посвящена тем людям, которые живы и здравствуют. Соответственно, биография Патриарха Кирилла как ныне живущего и действующего Патриарха вошла в серию «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается…»

Е. Грачева: Владыка, мне бы хотелось, чтобы Вы как автор проанонсировали это издание биографии Патриарха Кирилла.

Митрополит Иларион: На сегодня — это самая полная биография Патриарха Кирилла, которая имеется. Эта биография выверена по многочисленным архивным источникам. Книга отражает жизнь Патриарха практически до настоящего момента — последняя точка в ней была поставлена 1 декабря 2018 года. Биография содержит много интересных и малоизвестных фактов, в том числе информацию о предках Патриарха, о его дедушке, его отце, его родственниках. В ней собраны малоизвестные сведения о том, как будущий Патриарх, будучи ректором Ленинградской духовной академии, принимал участие в заседаниях Всемирного совета церквей, как он выступил против введения войск в Афганистан, какие за этим последовали репрессии. Одним словом, в этой книге содержится много интересных и малоизвестных фактов из жизни нашего Патриарха.

Е. Грачева: Раз в книге описаны события вплоть до декабря 2018 года, значит, там должна идти речь о событиях на Украине, о предоставлении Украине автокефалии Константинополем. Справедливо ли будет сказать, что за 10 лет Патриаршества Кирилла это был самый тяжелый год в его биографии?

Митрополит Иларион: Думаю, это был самый тяжелый год, потому что, конечно, все усилия прилагались к тому, чтобы этого не произошло. Я в своей книге показываю, как Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей, прилагал усилия для того, чтобы раскол на Украине не возник, а когда он возник — чтобы его последствия были минимизированы.

На страницах книги описаны конкретные случаи. Так, на Архиерейском Соборе 1992 года, когда Филарет (Денисенко) решил покинуть Русскую Православную Церковь, но все еще оставался в составе ее епископата, на Архиерейском Соборе он встал и призвал всех украинских архиереев покинуть заседание Собора. Тогда митрополит Кирилл, на тот момент молодой председатель ОВЦС, вышел к трибуне и обратился к украинским братьям, сказав: не делайте этого, не следуйте за ним, не уходите отсюда, не покидайте этот зал. И никто из украинских архиереев не последовал за Филаретом, а затем и сам Филарет вернулся на свое место.

Кроме того, в 1993 году во время противостояния между российской исполнительной и законодательной властями митрополит Кирилл стал инициатором встречи, прошедшей в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, на которой Патриарх пытался примирить враждующие стороны.

Е. Грачева: Минкомсвязи подготовило отрицательное заключение на законопроект об административном наказании за оскорбления представителей власти в интернете и направило его правительству. Фактически там говорится о том, что законопроект носит антиконституционный характер.  Было бы интересно узнать, а каким образом Русская Православная Церковь формулирует и адресует критику чиновникам, как часто они на нее отвечают, в какой форме? Могли бы Вы привести примеры?

Митрополит Иларион: Мы стараемся не прибегать к публичной полемике, если есть возможность добиться результата путем диалога. Как правило, мы этого результата добиваемся. В тех случаях, когда мы не добиваемся результата, мы высказываем нашу позицию публично.

Е. Грачева: Приведите примеры, когда вы обратились с чем-то к правительству и были услышаны, то есть был обратный отклик?

Митрополит Иларион: Патриарх ежегодно выступает на площадке Федерального Собрания — один год в Совете Федерации, другой год в Государственной Думе. Кроме того, законы Российской Федерации, которые тем или иным образом затрагивают религиозные конфессии, обсуждают с участием представителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий страны. Также существует различные механизмы консультаций между религиозными конфессиями и законодателями как на центральном, так и на местном уровне.

Е. Грачева: На сайте Патриархии появился документ «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб». Текст, нужно сказать, очень сложный. Здесь смесь профессиональных IT-терминов, финансовых, богословских и так далее. Если это перевести на разговорный язык, какие главные рекомендации Патриархия дает своим священникам?

Митрополит Иларион: Патриарх всегда напоминает о том, что Церковь должна присутствовать везде, где живут люди. А если люди живут не только в реальном, но и в виртуальном пространстве, значит и там должен звучать голос Церкви. Социальные сети устроены таким образом, что каждый человек сам для себя выстраивает это виртуальное пространство. Поэтому вторгнуться в пространство человека, который не хочет услышать голос Церкви, невозможно. Но если Церковь присутствует в социальных сетях, то это дает возможность всем, кто хочет услышать ее голос, этот голос услышать.

Почему важны рекомендации? Потому что социальные сети предоставляют возможность общения, в том числе, неформального. Ни для кого не секрет, что в социальных сетях люди чувствуют себя нередко более раскрепощенными, чем в реальной жизни. Тем более, если они могут спрятаться за каким-нибудь ником, вымышленным именем, не раскрывать свою реальную идентичность, они могут вести себя как угодно.

Если священнослужитель или православный мирянин попадает в эту среду, он должен быть очень внимательным, в том числе к тому, что он говорит и как он говорит. Например, православному священнослужителю недопустимо использовать нецензурную лексику или какой-то сленг, или опускаться до уровня своих собеседников, если они пытаются его затянуть в дискуссию, которая ведется не на должном уровне. С другой стороны, священнослужитель должен избегать такого языка, который используется, например, в проповедях и который может оказаться совершенно непонятным для молодого человека.

Эти инструкции были рассмотрены на Высшем Церковном Совете. Они действительно очень долго вырабатывались, в том числе с участием экспертов в области молодежной работы, в области работы в социальных сетях. И они отражают те пожелания, которые руководство Церкви высказывает по отношению к православным миссионерам, работающим в социальных сетях.

Е. Грачева: Владыка, в конце января Папа Римский Франциск презентовал новую интернет-платформу «Нажми, чтобы помолиться». Эта платформа на 20 языках. Она приглашает всех желающих бесплатно присоединиться к этой общей молитве. А наша Церковь предпринимает какие-то попытки разработать платформу для православных христиан и вообще завоевать любовь своей аудитории в интернет-пространстве?

Митрополит Иларион: Мы очень много работаем в интернет-пространстве. У каждой епархии и даже почти у каждого прихода есть свой интернет-сайт. Есть общецерковные сайты — как официальные, так и неофициальные, как рассчитанные на церковную аудиторию вне зависимости от возраста, от социального происхождения, так и нацеленные на конкретные категории лиц, например, на молодежь.

Не так давно команда разработчиков под моим руководством создала интернет-портал «Иисус», основной формат которого — короткие видеоролики. Это может быть рассказ о какой-то библейской книге, например, о книге пророка Амоса: кто такой пророк Амос и чему он учил, чем интересна эта книга. За 10 минут специалист по Ветхому Завету рассказывает об этой книге. На портале собрано очень много информации об Иисусе Христе, о Его жизни, Его учении, причем рассказывают об этом не только священнослужители, но и молодые люди, студенты, которые говорят для людей своего возраста и на понятном им языке. Это один из тех мостов, которые в том числе позволяют преодолеть психологическую пропасть, отделяющую человека с улицы от храма, от богослужения, от священнослужителей.

Мне как священнослужителю приходится сталкиваться с реакцией людей, которая выдает их испуг перед священнослужителем или перед Церковью. Многие считают, что со священником можно говорить исключительно на церковные темы, а ведь это не так. Священники — это такие же нормальные люди, как и обычные люди. Есть священники, которые интересуются спортом или музыкой, или автомобилями, или кино, или имеют какие-то другие увлечения.

Мы стараемся дать возможность людям через такого рода интернет-порталы почувствовать, что Церковь — это не некое экзотическое сообщество людей в рясах и не какой-то комбинат ритуальных услуг, куда надо обращаться, если нужно покрестить, повенчать и отпеть. Церковь — это такое же живое и динамичное сообщество людей, каким является весь окружающий мир.

Е. Грачева: И много у вас в YouTube просмотров?

Митрополит Иларион: У нас много просмотров.

Е. Грачева: Вы довольны?

Митрополит Иларион: Мы довольны, но хотим большего.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Есть такие болезни, которыми можно заразиться через слюну. Если я знаю, что могу заразить людей, но хочу причащаться, как поступать?

Митрополит Иларион: Через причастие заразиться ничем невозможно, ибо причастие — это великая святыня, которая исцеляет душевные и телесные болезни. Приведу простой пример. После того, как закончилось причащение, священник или диакон всегда потребляет все то, что осталось в чаше. Представьте себе, что из этой чаши могло причаститься 200 человек, а после них священник потребляет все, что там осталось. При этом не было еще случаев, чтобы священник через потребление Святых Даров чем-либо заразился.

С другой стороны, если, например, у вас сильная простуда или грипп, или инфекционное заболевание, и вы хотите при этом прийти на богослужение, то вы можете заразить окружающих людей, если будете на них чихать, дышать. Поэтому священнослужители просят тех православных верующих, которые болеют, не приходить на богослужение, а молиться дома, ждать выздоровления и приходить в храм, когда болезнь уже отступит, чтобы не заражать других.

Вопрос: Почему через несколько лет после обращения к вере пропал весь интерес? Раньше было внутреннее ощущение чего-то таинственного, а теперь кажется, что все как всегда.

Митрополит Иларион: В религиозной жизни человек проходит через определенные этапы. Это можно сравнить с браком. Во многих случаях брак заключается по любви. Это значит, что парень и девушка встречаются, в их отношениях есть что-то волшебное, они друг в друга влюблены, а затем вступают в брак. Но рано или поздно отношения меняются и «волшебный» элемент куда-то уходит. В таких случаях очень часто браки распадаются. А задача как раз заключается в том, чтобы брак сохранить, чтобы на место первоначальной влюбленности пришло более глубокое чувство.

Точно так же и в религиозной жизни. Существует много средств для поддержания духовного горения, которое необходимо для того, чтобы вера сохранилась. Это, прежде всего, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин, это исповедь, а также чтение Священного Писания. Если вера будет сознательной, если каждый день вы будете узнавать что-то новое, тогда вера вам не наскучит и в религиозной жизни никогда не будет «все как всегда».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Завершился проект «Священник XXI века», организованный порталом Богослов.ru и интернет-журналом «Татьянин день»

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил подворье Антиохийского Патриархата в Москве

Председатель ОВЦС принял участие в заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

Опыт разных конфессий в сфере социального служения представят на круглом столе в ОВЦС

Фотовыставка «Слово Патриарха. Время больших дел» в Твери

В Твери открылась фотовыставка «Слово Патриарха. Время больших дел»

Выставка «Остров Православия на западе России» представлена в Вене

В Смоленске открылась фотовыставка «Слово Патриарха. Время больших дел»

Другие интервью

В Евангелии есть ответы на все трудные вопросы

Ладомировское братство: монастырский центр книгоиздательства в словацкой глубинке

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие. Первый опыт издания наследия отцов Русской Церкви в формате полного собрания творений

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

А.В. Щипков: Книга без нравственных проблем в России неинтересна

А.Е. Акопян о книге «Введение в арамеистику и сирологию»

Митрополит Волоколамский Иларион: На телевидении недостаточно внимания уделяется культуре

Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь». Лауреат Патриаршей литературной премии о перспективах русской литературы XXI века

«Богословские портреты». Беседа с протоиереем Павлом Хондзинским