Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
15 февраля 2019 г. 23:52

15 февраля 2019 года, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Сретения Господня. Мы вспоминаем дивное событие — принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, Его встречу с Симеоном, которого назвали Богоприимцем именно потому, что он взял на руки свои Богомладенца, и с Анной-пророчицей, теми, кто ожидал этого события в течение долгих и долгих лет. Предание свидетельствует о том, что Симеон был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. В истории переводов эта греческая Библия называется Септуагинтой, переводом Семидесяти. Среди этих Семидесяти был, по преданию, и Симеон Богоприимец, который ждал пришествия в мир Спасителя и смерть которого не наступала именно потому что он усомнился в возможности рождения Спасителя, Мессии, от Девы. Только став свидетелем этого события и встретив Господа и Его Пречистую Матерь в Иерусалимском храме, Симеон воочию убедился в правоте древнего пророчества, которое вызвало у него сомнения, когда он переводил Писание с еврейского языка на греческий.

Событие, которое мы сегодня торжественно празднуем, связано с тем, что является сердцевиной религиозной жизни, — со встречей Бога и человека. У нас нет той силы благодати, той святости жизни, которые давали бы возможность физическими очами увидеть Господа, как увидели Его праведный Симеон и пророчица Анна. Но это совсем не значит, что встреча с Богом перестала быть актуальной для людей. Без этой встречи нет религиозной жизни; сама по себе вера и предполагает эту встречу. В какой-то момент жизни (наверное, каждый верующий человек проходил через это) мы чувствуем особое Божественное присутствие. Иногда это связано с чудесами, о которых люди повествуют (и нередко пишут мне как Патриарху о том удивительном, что произошло в их жизни, о том, что невозможно объяснить с точки зрения человеческой логики). Многие верующие рассказывают, как в одночасье менялась их жизнь, потому что произошло нечто, что обратило их взор к Богу. Конечно, никто из них не видел Господа, но это, несомненно, была встреча с Богом.

А без этой встречи с Богом, реальной встречи, верующий человек и не может существовать. Потому что ему нужно, при всей глубине и силе его веры, некое доказательство. И самым ярким и сильным доказательством того, что встреча с Богом есть реальность, является Божественная литургия, Святая Евхаристия, когда мы причащаемся Истинного Тела и Истинной Крови Спасителя, когда совершенно особое чувство посещает нас, когда реально исцеляются наши физические и духовные недуги, когда теряющий надежду обретает надежду, когда теряющий веру вдруг укрепляется в вере, когда человек беспомощный обретает помощь свыше. Все это не просто отвлеченные красивые слова — это реальность религиозной жизни человека. Потому-то мы и приходим в храмы, потому-то мы причащаемся Святых Христовых Таин, — потому что даже наши огрубевшие сердца испытывают нечто особенное в момент Святой Евхаристии.

Встреча с Господом есть непременное условие реальной религиозной жизни. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что это, конечно, не та встреча, которую мы сегодня празднуем, но это соприкосновение человека с реальностью Божественного присутствия, это осознание того, что молитва услышана, это осознание того, что мы не одиноки в этой жизни, что Бог с нами, что Он поддерживает нас в самых тяжелых обстоятельствах нашего земного бытия. Так оно и происходит, и действительно, сколько человеческих историй проходит через исповедь, через общение с духовником, и, конечно, еще большее количество этих историй остается в глубине сердца верующих людей.

Пусть Господь не оставит нас, грешных и недостойных, милостью Своей. Пусть Господь — и верим, что по молитвам так и будет, — не оставит нас в трудных обстоятельствах нашей жизни. Все мы очень нуждаемся в том, чтобы чувствовать Божие присутствие в своей жизни. А если вдруг это почему-то не происходит и чувство это исчезает, то нужно ясно понимать: это не Бог от нас отступил, это мы от Бога отступили. Порой так происходит, даже когда мы сохраняем формально свою религиозность, молимся, посещаем храм Божий, но сердцем и жизнью далеки от Господа и от всего, чему Он нас учит.

Поэтому сегодняшний праздник Сретения, встречи с Господом является, с одной стороны, очень вдохновляющим для каждого верующего человека, а с другой стороны, в нем есть некий вызов, потому что каждый может спросить: а когда и где произошла моя встреча с Господом? Когда я реально почувствовал присутствие Божественной благодати в сердце? Может быть, это произошло уже очень-очень давно, или произошло совсем недавно, но важно фиксировать такие события в нашей жизни, потому что на эти события нанизывается нить нашей веры, соединяющей человека с Богом.

Верим, что Господь не оставит Своим присутствием никого, кто искренне верит в Него, кто причащается Святых Христовых Таин, кто посещает храм Божий. Верим, что по молитвам святых Господь не оставит и многострадальную землю нашу Русскую, запечатлевшую кровью своих чад верность Господу и Его Церкви. Верим, что Господь не оставит никого, кто искренне сохраняет в сердце веру и живет мыслью о Боге. Господь поругаем не бывает, и если нечто происходит в жизни, что свидетельствует о нашем охлаждении в вере, то виной тому не Бог, виной мы сами.

В этот праздник Сретения Господня мы все, конечно, молились Господу, каждый о своем. Но нам всем вместе нужно молиться о том, чтобы Господь не оставлял милостью Своей наш народ, и чтобы мы чувствовали Божественное присутствие в своей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы