Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор: Предоставление Патриархом Варфоломеем раскольническому сообществу Филарета и Епифания статуса автокефальной Церкви не уврачевало украинский раскол, но углубило и усугубило его

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор: Предоставление Патриархом Варфоломеем раскольническому сообществу Филарета и Епифания статуса автокефальной Церкви не уврачевало украинский раскол, но углубило и усугубило его
Версия для печати
21 февраля 2019 г. 12:32

Опубликована докладная записка по ситуации в церковной жизни на Украине, подготовленная митрополитом Киккским и Тиллирийским Никифором для членов Синода Кипрской Православной Церкви. Перевод документа ниже приводится полностью.

Ваше Блаженство,

Святые собратья,

касательно проблемы, которая возникла вследствие [необходимости] или нет автокефалии для Православной Церкви Украины, я со смирением и непритязательностью хотел бы отметить следующее:

С самого начала, когда впервые встал вопрос об автокефалии Украинской Церкви, я был открытым сторонником этой автокефалии. В различных беседах на эту тему с разными лицами, церковными и нецерковными, я поддерживал точку зрения о том, что сегодня, по сути, утвердилась практика, чтобы каждая православная и независимая в политическом отношении страна имела и собственную автокефальную Церковь.

Я полагал, что желаемая автокефалия Православной Украинской Церкви будет предоставляться не в спешке и на скорую руку, а медленно и крайне осторожно, в согласии с православной традицией, священными канонами, да и вообще церковным номоканоническим правом нашей Святейшей Православной Церкви.

К сожалению, во всем процессе провозглашения и признания автокефалии Православной Украинской Церкви вместо демократических, православных соборных процедур восторжествовали не демократические и соборные образ мыслей и подходы, а, как я с сожалением должен заметить, самочинные и волюнтаристские.

В то время, как Всесвятейший Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей в своем письме признал и утвердил наложенное Православным Московским Патриархатом двадцать лет назад на отколовшихся от Русской Православной Церкви и, более широко, от Тела Единой, Святой, Соборной и Апостольской Христовой Церкви митрополита Филарета и его сторонников прещение в виде извержения из сана и отлучения от Церкви, три года назад, в 2016 году, как подчеркивает в своем публичном интервью Блаженнейший Патриарх Московский Кирилл, на собрании Предстоятелей Православных Церквей Патриарх Константинопольский обещал ему самому, Блаженнейшему Патриарху Московскому, что не будет предпринимать этого, т.е. не будет односторонне предоставлять статус автокефальной Церкви Украинской Православной Церкви и особенно раскольникам, он совершенно необоснованно провозгласил данную Церковь автокефальной. Кроме того, и это самое печальное, он сам спустя двадцать лет и вопреки своему письменному согласию с наложенными прещениями на согрешивших восстанавливает упомянутых осужденных, опровергая на практике самого себя и восстанавливая изверженных из сана и отлученных от Русской Православной Церкви.

По моему скромному мнению, подобное деяние представляется антиканоничным, поскольку, согласно священным канонам, любое прещение, и в данном случае извержение из сана и отлучение вышеуказанных лиц, снимается тем органом, который и наложил его, при условии, конечно, предварительного деятельного покаяния осужденных. В этой связи только Православный Московский Патриархат, который изверг из сана и отлучил от Церкви, имел номоканонические полномочия восстановить и вернуть согрешивших в лоно Православной Церкви.

Но есть и другая, по моему скромному мнению, серьезнейшая ошибка Вселенского Патриарха — пренебрежительное игнорирование кир Онуфрия, митрополита единственной общепризнанной Православной Церкви Украины, а вместо него — признание в качестве митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения самосвята Епифания и предоставление ему соборного Томоса об автокефалии во время сослужения с ним.

Ваше Блаженство и святые собратья, в заключение я с сожалением должен подчеркнуть, что предоставление Вселенским Патриархом Варфоломеем раскольническому сообществу Филарета и Епифания статуса автокефальной Церкви не только не уврачевало существующий раскол в Православной Церкви Украины, но, напротив, опасным образом углубило и усугубило его, поскольку сегодня, после предоставления синодального Томоса об автокефалии, мы столкнулись на Украине с трагическим явлением, когда есть каноническая Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием и есть раскольническая во главе с изверженными из сана Филаретом и Епифанием. При этом, к сожалению, видна опасность того, что уже три года продолжающееся военное противостояние единоверного украинского народа выродится в религиозное противостояние. И есть еще большая опасность, что неуврачеванный украинский церковный раскол, как многие подчеркнули, проникнет в Тело всего Вселенского Православия с трагическими для него последствиями.

На основании всего вышесказанного у меня сложилось убеждение, что мы, Священный Синод Кипрской Церкви, не можем признать в качестве канонического митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения раскольника Епифания. И тем более, с точки зрения канонов нам не позволительно иметь евхаристическое общение с раскольниками и, особенно, с самосвятами.

Таким образом, мое предложение заключается в следующем:

1) Наш Священный Синод должен уклониться и не занимать позицию в пользу ни одного Патриархата, ни другого, т. е., ни в поддержку Константинопольского Патриархата, ни Московского. И это для того, чтобы не свести к нулю возможные посреднические усилия Кипрской Церкви для нахождения канонического решения.

Кроме того, я одержим страхом (и это самое худшее), что как бы славяноязычные Православные Церкви не приняли сторону Православного Московского Патриархата, а грекоязычные — Вселенского Патриархата, потому что тогда злосчастный раскол, к огромному удовлетворению врагов вселенского православия, затянется надолго.

в) Наш Священный Синод должен принять предложение, которое озвучивал в своих заявлениях Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн, о как можно скорейшем созыве Всеправославного собора. А мы говорим, что, если это сложно или вообще невозможно, то созвать собрание Предстоятелей Православных Церквей для обсуждения положения на Украине и нахождения номоканонического решения этой проблемы в целом, т.е. решения согласно священным канонам и преданию Православной Церкви.

3) Я верю, что Кипрская Православная Церковь, которая ведет свою автокефалию от III Вселенского собора в Эфесе и облечена авторитетом и ореолом Апостольской Церкви, должна и может сыграть первостепенную примирительную роль в реализации вышеуказанных предложений и разрешении всей проблемы в целом.

Ваше Блаженство и святые собратья, помолимся все, да осенит нас благодать Всесвятого Духа, Который весь собирает собор церковный, дабы мы все, епископы Православной Церкви, смиренномудрствовали и правомудрствовали к вечной славе ее Основателя — Господа нашего Иисуса Христа.

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Завершилась рабочая поездка председателя Отдела внешних церковных связей на Кипр

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Киккский монастырь

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с иерархами Кипрской Православной Церкви

Председатель ОВЦС встретился с митрополитом Лимасольским Афанасием

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года) [Статья]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года) [Статья]

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Луганская епархия совершила адресные выезды к нуждающимся мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 мая 2023 года)

Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии