2 марта 2019 года в Зале церковных собраний при Никольском соборе в городе Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялась научная конференция, посвященная 15-летию установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Мероприятие организовано в рамках просветительского форума «Радость Слова», который впервые проходит в Южной столице Казахстана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла трудами Издательского Совета Русской Православной Церкви.
Конференция открывает собой череду праздничных мероприятий, посвященных духовно и исторически значимой для Казахстанского митрополичьего округа дате — 15-летию установления памятного дня поминовения всех святых, просиявших на Казахстанской земле в ХХ столетии. Научное собрание организовано Управлением делами Митрополичьего округа при участии отдела по канонизации святых и информационно-издательского отдела Алма-Атинской епархии. Модератором выступил епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Православной Церкви Казахстана.
В работе приняли участие: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; епископ Талдыкорганский Нектарий; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров и духовенство Алма-Атинской епархии; руководители отделов Казахстанского митрополичьего округа; лауреат Патриаршей литературной премии писатель В.Н. Крупин; исполнительный директор ассоциации «Православная книга», член Издательского Совета Русской Православной Церкви А.С. Головин; ведущий специалист Издательского Совета, куратор просветительского проекта «Радость Слова» иерей Андрей Степанов; преподаватели и студенты духовной семинарии, учителя и воспитанники воскресных школ города, историки, краеведы, православная общественность.
Открывая конференцию, митрополит Климент передал ее организаторам и участникам благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Затем он выступил с докладом «Два народа — одна Голгофа». В своем выступлении иерарх рассказал о духовных связях между Калужской землей и Казахстаном через новомучеников и исповедников ХХ столетия. Владыка митрополит привел в пример жития святых, прославленных в Калужской митрополии: преподобномученика архимандрита Георгия (Лаврова), отбывавшего в течение трех лет ссылку в Западном Казахстане в поселке Каратобе; преподобного Севастиана Карагандинского, одного из последних старцев Оптиной пустыни; мученицы Феоктисты (Ченцовой), завершившей свои земные дни в КарЛаге; священномученика пресвитера Владимира Преображенского, убиенного за Христа в ссылке в Южном Казахстане. Архипастырь отметил, что 50 человек — священнослужители, монашествующие и миряне — из Калужской губернии пострадали за веру в эпоху гонений на территории Казахстана.
На конференции прозвучал доклад митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Казахстанские новомученики и исповедники. Актуальные уроки истории», в котором, в частности, отмечалось:
«Духовное содержание форума "Радость слова", который проходит в эти дни в Южной столице нашей республики, обращено к подвигам страдальцев за веру Христову в ХХ столетии. Это связано не только с памятной датой установления общего празднования казахстанским святым, но и с тем, что именно книга сегодня является главным средством, которое открывает образ мученика ХХ столетия человеку, живущему в веке ХXI. Самостоятельно получить информацию о святом, его жизни и кончине, историческом контексте, различных обстоятельствах весьма затруднительно — для этого нужны определенные знания и опыт, навык работы с архивными материалами и годы сложнейшей научно-исследовательской работы. А через книгу читатель получает замечательную возможность прочесть найденные документы, рассмотреть старинные фотографии, ознакомиться с деталями жизни самого мученика и окружавших его людей, увидеть различные образы той страшной эпохи. Серьезные издания, посвященные новомученикам — это необходимый материал для съемок документальных фильмов, наполнения православных сайтов в интернет-пространстве, создания музейных экспозиций или разработки тематических уроках в воскресных школах.
Два года назад мы вспоминали трагический рубеж нашей истории — 100-летие Октябрьского революционного переворота, вслед за которым началась эпоха жесточайших гонений на Святую Церковь. Таких преследований за веру во Христа не знал ни древний Рим, ни средневековая Оттоманская империя, ни одно столетие и ни одна страна. Вслед за вековым юбилеем революции и установлением Советской власти начинается скорбная череда иных печальных столетних дат: мученичества иерархов, священнослужителей и мирян, закрытия и разрушения монастырей и храмов, издания различных декретов и постановлений, направленных на борьбу с религией. И теперь четверть века нам предстоит год за годом не только вспоминать, но и глубоко осмысливать каждое из этих событий, и поименно вспоминать имена пострадавших за имя Христово и правду Божию, вчитываться в их жития и поучения, изучать документы и воспоминания современников, извлекая бесценные духовные уроки.
Казахстану было суждено занять особое место в новейшей истории Русской Православной Церкви. Вся эта древняя земля в годину огненного искушения (1Пет. 4:12) стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины такого огромного числа верующих разного звания и возраста, что ныне по достоинству она именуется "антиминсом, распростертым под открытым небом". Этими возвышенными словами впервые Казахстан назвал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.
Вскоре после октябрьского революционного переворота 1917 года, ставшего духовной и исторической катастрофой для нашего народа, Туркестанская епархия разделила печальную участь всей Российской Церкви. По городам и весям страны начались жестокие, кровавые гонения на веру Христову, прокатилась волна уничтожения храмов и монастырей, поругания святынь. Но уже в 1925 году стало ясно, что бескрайним степям Казахстана суждено сыграть в судьбах Церкви и Отечества особую роль. Именно в этом году здесь получили власть два одиозных советских деятеля: один из организаторов расстрела царской семьи в Екатеринбурге, а тогда — первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Шая Голощекин и его помощник Николай Ежов. Предпринятые ими меры по принудительному насаждению среди коренных жителей коммунистического образа жизни привели к небывалому до того голоду, массовой смертности. В народе это страшное время, унесшее жизни более 40 процентов населения страны, назвали "Великий джут". Тогда же власти развернули широкую кампанию по переселению на территорию республики граждан из перенаселенной тогда России. Казахстан стал местом массовой ссылки и уничтожения людей, неугодных правящему режиму.
Александр Солженицын в книге "Архипелаг ГУЛАГ" писал с горькой иронией: "Охотно и много ссылали в Казахстан, и тут… ссыльные составили добрую половину республики, так что с успехом ее можно было теперь называть КаЗЭКстан". За три десятилетия в стране оказались несколько миллионов человек. Большую часть переселенцев составляли христиане: крепкие крестьянские семейства; интеллигенция, сохранившая духовно-нравственные устои (вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, имя которого увековечено уже в эпоху независимости); поволжские немцы, в основном, лютеране; и, конечно, огромное количество представителей православного духовного сословия: иерархи, духовенство, монашествующие, активные миряне. На бескрайних просторах Сары Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане они несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка.
Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат государственной премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике или в Белоруссии — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.
От эпохи террора и репрессий за редким исключением не осталось индивидуальных захоронений, расстрелянные или замученные пытками служители Христовы погребены в общих могилах. Появилась благочестивая традиция — посещающие Казахстан священнослужители из России и стран ближнего зарубежья берут землю с мест массовых захоронений страдальцев за веру и приносят ее как святыню туда, где этот святитель или пастырь подвизался. История христианского мученичества в Казахстане предельно ясно отображает этапы гонений на Православие в ХХ столетии, начиная от расправы со священнослужителями на волне революционного беспредела и гражданского противостояния и заканчивая изощренными административными притеснениями последних лет безбожной власти.
В 2018-м году наши взоры были прикованы к личности и подвигу епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова), первомученика земли Казахстанской. Семь лет его жизни связаны с Урмийской духовной миссией на Северо-Западе Персии, где он жертвенно трудился, просвещая принявших Православие ассирийцев; благие деяния будущего святителя помнит Ардонская духовная семинария на Кавказе; в Пермском крае он являлся верным помощником епископа Андроника (Никольского) — подвижника, мученически пострадавшего также в 1918 году. В центр Семиреченского викариатства Туркестанской епархии — город Верный — владыка Пимен прибыл в октябре 1917 года. Будучи мужественным служителем Христовым и поборником евангельской правды, епископ Пимен смело осуждает кровавый большевистский переворот, противодействует декретам, направленным на уничтожение благочестия, борется за предотвращение гражданской войны. Среди моря страданий, которые принесла безбожная власть в Семиречье, архипастырь все свои силы отдавал для того, чтобы помочь народу в его несчастьях. Объятые ненавистью к святителю Пимену, духовно и нравственно растлевавшие народ недруги Церкви без суда и следствия, под покровом ночи расправились над ним в роще Баума, которая располагалась тогда в восьми верстах от города Верного.
Богоборческая власть не только стремилась искоренить в народе веру, но и сделать все, чтобы в глазах населения унизить и опорочить наиболее выдающихся ее носителей. Насаждение антицерковных расколов, систематические провокации, ложь и клевета — все было пущено в ход властью, чтобы достичь своих темных целей. Влиятельный секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) Е.А. Тучков в 1922 году откровенно писал в своем рапорте, что деятельность его организации посвящена "выполнению задачи, …когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение". На примере судеб многих священнических семей мы видим, что эпоху огненных испытаний Русская Православная Церковь за отдельными трагическими исключениями встретила единой сплоченной семьей. Благодаря этому единству ей удалось выстоять и победить, несмотря на все ухищрения богоборческой власти, пытавшейся сломить ее сопротивление как внешним насилием, так и провоцируя внутренние нестроения и расколы. Нам, современным пастырям, необходимо укрепляться в вере, закалять свой характер, равняясь на наших святых предшественников».
Полностью текст доклада митрополита Астанайского и Казахстанского Александра будет опубликован в ближайшие дни на сайте Mitropolia.kz.
Темой выступления известного писателя и публициста, лауреата Патриаршей литературной премии В.Н. Крупина стали вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В докладе Владимир Николаевич сделал акцент на необходимости раскрытия для детей и подростков таких понятий как святость и патриотизм. По мнению писателя эти понятия являются базисными ценностями для формирования правильного мировоззрения у молодого поколения.
Руководитель отдела по канонизации святых Алма-Атинской епархии, член Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Иаков (Воронцов) сделал доклад, посвященный истории и особенностям формирования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских, рассказал о работе комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа, председателем которой является епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава.
Участники мероприятия обсудили предложенные доклады; выступавшие ответили на интересующие слушателей вопросы.
Митрополит Климент вручил благодарственные письма Издательского Совета Русской Православной Церкви за участие в подготовке и проведении форума «Радость Слова» епископу Каскеленскому Геннадию, иеромонаху Иакову (Воронцову), руководителю информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерею Евгению Иванову и руководителю личного секретариата митрополита Александра иеромонаху Прохору (Ендовицкому).
Участникам конференции был показан спектакль «И пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь. И любовь из них больше», посвященный 100-летию мученического подвига святых Царственных страстотерпцев. Основой сценария постановки стали биографические материалы семьи императора Николая II, взятые из писем, личных дневников и воспоминаний современников. В спектакле приняли участие юные воспитанники воскресной школы при Вознесенском кафедральном соборе и их родители. Дизайн костюмов — Ирина Васильева и студия «ИрЛен»; концертмейстеры — Зоя Плахута и София Главатская; сценарист и режиссер-постановщик — Наталья Головина. Духовное руководство проектом осуществлял протоиерей Александр Иевлев.
В зале церковных собраний разместилась фотовыставка, рассказывающая о жизни Православной Церкви Казахстана. На экспозиции представлены фотосвидетельства о Первосвятительском визите в Казахстан в 2012 году, работе Синода Казахстанского митрополичьего округа, жизни Алма-Атинской православной духовной семинарии и деятельности Православного молодежного движения Казахстана. В работах епархиального фотографа А. Резника нашли отражение события церковно-государственного уровня: встречи главы Православной Церкви Казахстана с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, посещение главой государства Успенского кафедрального собора Астаны и Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты; общение епископата с политическими лидерами, участие представителей Церкви в работе конференций и круглых столов. Выставка повествует о создании в Астане духовно-культурного центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия и благоукрашении Успенского кафедрального собора, а также о создании в Алма-Ате духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова), возведении и освящении новопостроенных храмов в епархиях Митрополичьего округа.
Фотографии иллюстрируют работу масштабных молодежных проектов Митрополичьего округа, таких как международный фестиваль «Духовный сад Семиречья», фестиваль воскресных школ, Всеказахстанский молодежный съезд. Показана культурная и интеллектуальная жизнь Православной Церкви Казахстана — деятельность хора Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова, проведение концертов, фестивалей, чтений и научно-практических конференций. Размещен фотоотчет о проведении Всеказахстанского съезда архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян. Большое количество материалов повествует о принесении в Казахстан великих святынь Православия — Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», десницы святителя Спиридона Тримифунтского, ковчега с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы, Казанского образа Пресвятой Богородицы.
С выставкой митрополита Климента ознакомил помощник главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, который прокомментировал снимки и рассказал об основных вехах в жизни Православия за последние несколько лет, запечатленных на фото.
Митрополичий округ в Республике Казахстан/Патриархия.ru