Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Зосимовой пустыни

Патриаршая проповедь в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Зосимовой пустыни
Версия для печати
16 марта 2019 г. 17:07

16 марта 2019 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завершилась первая седмица Великого поста — время особо благодатное, когда Церковь предлагает своим верным чадам замечательные средства духовного оздоровления. Первая неделя, если она проводится в соответствии с церковным уставом в молитве, в воздержании, в размышлениях, в первую очередь о себе самом, является совершенно особым средством духовного возрождения человека.

Жизнь наша сегодня чрезвычайно сложна, настолько быстро все вокруг нас меняется — как в плане внешних материальных факторов, так и в сфере культуры и духовной жизни. То, что еще вчера касалось незыблемым, совершенным, то, что являлось примером, сегодня перестает быть таковым. И в этой круговерти жизни современной цивилизации невероятно трудно сохранить свой внутренний мир от соблазнов, искушений и даже разрушения. И для тех, кто желает идти путем, предлагаемым Церковью, первая седмица Великого поста дает возможность посмотреть на себя, своих близких, родных, на свою работу, на то, что происходит в стране и обществе, с некоторой дистанции. И эта дистанция вызвана не безразличием, но, напротив, помогает увидеть то, что реально происходит. Первая седмица Великого поста и была для многих из нас временем отстранения от суеты мира — для того чтобы обострилось наше зрение и для того чтобы мы научились не только видеть, но и понимать суть происходящих событий, в первую очередь, чтобы мы могли понимать, что происходит с нами самими.

Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Эти замечательные слова мы тоже должны правильно понять. Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же, нет! Свои прегрешения видим силой своей совести.

Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».

Великий пост дает нам возможность о многом поразмышлять. Он дает нам возможность укрепиться духовно и в первую очередь приносить искреннее покаяние — так часто, как мы желаем это сделать. Собственно говоря, результат действия совести и есть покаяние. Только когда совесть начинает укорять нас, возникает необходимость освободиться от этого гнета, и единственным средством освобождения совести является покаяние.

Люди, которые благочестиво провели первую седмицу Великого поста, — не только те, кто имел возможность ходить в храм каждый день, но и православные верующие, которые из-за работы не могли быть в храме ежедневно даже во время первой седмицы, — обычно в пятницу и субботу исповедуются, с тем чтобы причаститься Святых Христовых Таин. А когда мы приходим на исповедь, мы должны совестью своею видеть свои прегрешения.

Исповедь не может быть механическим перечислением грехов, многие из которых уже оставлены и совершенно не актуальны. Странно, когда люди пожилые начинают каяться в том, в чем обычно стесняются каяться молодые. Такое впечатление, что от молодости до старости не было ни одной исповеди. Почему-то вспоминаются грехи молодости, а что же грехи сегодняшнего дня, в том числе у пожилых людей? Разве они отсутствуют? Автоматическое, бездумное перечисление грехов не имеет ничего общего с подлинной исповедью. Каяться надо в том, в чем ты считаешь необходимым покаяться, — в грехах, которые совестью твоею обличаются.

Вот тут-то и наступает самое, может быть, сложное — покаяться в том, в чем тебя обличает совесть и даже в том, в чем ты иногда сам себе боишься или стыдишься признаться. Исповедь дает возможность очищения души, разума, чувств. Исповедь дает возможность обрести подлинное освобождение от греха и начать жизнь с чистого листа. И хотя этот чистый лист довольно быстро заполнится грехами, но важно, чтобы каждый раз, приходя к покаянию, мы имели способность и силу подлинно приносить таковое пред крестом и Евангелием и раскрывать пред Богом свою душу, испрашивая прощения грехов.

У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова: «Дверью спасения при потопе была дверь ковчега. А дверью спасения от потопа греха является покаяние». Как при потопе невозможно было спастись, не пройдя через эту дверь ковчега, так и сегодня, побеждаемые грехами, мы не можем войти в ковчег спасения, кроме как через дверь покаяния. И да поможет нам Господь воспользоваться этой дверью, отметая всякие предрассудки и все то, что мешает нам пред крестом и Евангелием принести истинное покаяние Богу в совершаемых грехах. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Материалы по теме

Епископ Петергофский Силуан возглавил торжества престольного праздника Иоанновского ставропигиального монастыря г. Санкт-Петербурга

В праздник обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого в Иосифо-Волоцком ставропигиальном монастыре прошли торжественные богослужения

В Успенском монастыре Перми состоялось прославление мощей священномученика Петра Вяткина

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске [Статья]

Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение столичного храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве

Патриаршее служение в Неделю 5-ю Великого поста. Освящение храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы. Литургия. Хиротония архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре