Вышел в свет первый в 2019 году номер научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время», издаваемого Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.
Он открывается выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации, состоявшемся 31 января 2019 года в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца. Дав краткий обзор прошедшего десятилетия церковной истории, Его Святейшество поделился со слушателями своими размышлениями о том, в каком направлении должен двигаться церковный корабль в современную эпоху, чтобы в условиях, когда в окружающем мире все быстрее происходит отказ от традиционных универсальных ценностей, все большим становится разрыв между христианским благовестием и той идейной парадигмой, в которой развивается человечество, сохранять верность Христовой истине.
Председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион в докладе «Евангелие от Матфея в церковной традиции и современной науке», сделанном на международной конференции исследователей Нового Завета, прошедшей в Москве 24-28 сентября 2018 года, описал образ автора Евангелия от Матфея, который может быть воссоздан на основании самого евангельского текста, рассмотрел свидетельства о возникновении этого Евангелия, которые можно почерпнуть из Предания Церкви, и проанализировал их с позиций критерия теологической обусловленности. В заключение митрополит Иларион, отталкиваясь от дискуссии вокруг концепта Церкви в Евангелии от Матфея, изложил свои соображения о теологической основе евангельского нарратива.
В рубрике «Богословие» журнал публикует перевод текста святителя Августина Блаженного «Семнадцать вопросов на Евангелие от Матфея», сделанный преподавателем миссилогии и латинского языка Пензенской духовной семинарии священником Алексием Сергеевым, предварив публикацию пространным комментарием переводчика, включающим в себя исследование авторства данного труда, экзегетики и герменевтики, разновидности аллегории.
Статья доктора богословия, профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумена Арсения (Соколова) «Новая жизнь. Комментарий к книге пророка Осии, 14:2-9» посвящена разбору и толкованию завершающей части книги Осии. Автор убедительно показывает, что концовка священного текста, содержащего в целом пророчество о гибели Израиля, исполнена надежды на спасение и восстановление народа Божия.
Динамику отношения к мистицизму в России в XIX-XX веках рассматривает кандидат богословия, кандидат философских наук, настоятель храма Живоначальной Троицы в Черемушках г. Москвы протоиерей Николай Карасев в работе «Апология христианской мистики в русском богословии начала XX века: священник П. Аникеев и М.А. Новоселов». На примере возникшей в те годы полемики автор показывает, что отношение к мистике было крайне неоднозначным. Однако постепенно, с опорой на святоотеческое наследие, было выработано православное понимание мистического.
Магистр богословия, аспирант кафедры богословия и библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Сергий Кирсанов в статье «Учение о созерцании Томаса Мертона в свете православной мысли» анализирует представление этого известного католического монаха и писателя XX века о созерцании и приходит к выводу, что взгляды Мертона не противоречат православному видению изучаемого предмета.
В работе «Библейская оценка земной власти и ее представителей» аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии иеромонах Клавдиан (Меньшиков) приводит подборку фрагментов библейских текстов, в той или иной степени затрагивающих тему деятельности властных институтов и их представителей. Особую значимость указанным фрагментам придает наличие в некоторых из них спектра личных качеств, необходимых государственным руководителям. На базе новозаветных текстов прослеживаются основы христианского взгляда на земных начальников.
Автор публикуемой далее статьи «Понятие "сознания" в православной антропологии» магистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии А.А. Солонченко считает, что что одной из главных гуманитарных проблем современной философии является проблема сознания. В то же время православными теологами, широко использующими понятие «сознания», сознание как явление практически не изучается. А.А. Солонченко анализирует возможность применения таких философских понятий, как «сознание», «бессознательное» и «самосознание» в православной антропологии и соотносит их с такими святоотеческими категориями, как «разум», «неведение» и «самость».
В разделе «История Церкви» публикуется статья магистра богословия, аспиранта кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии К.Н. Недосекина «Основные аспекты реформы местного управления Русской Церкви в обсуждении Предсоборного Присутствия 1906 года». Автор описывает предысторию сформулированных в 1917-1918 годах реформ, связанных с институтом епископата и реорганизацией структур епархиального управления. Рассмотрены и проанализированы дискуссии по данной тематике представителей епископата, духовенства и мирян, ученого сословия, проходившие в рамках работы Предсоборного Присутствия 1906 года.
Проректор по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии священник Николай Щеглов в статье «Приходской устав в революционную эпоху: решения Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 года» описывает деятельность этого крупнейшего по количеству делегатов представительного собрания, предварявшего Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 годов. Съездом рассматривался порядок установления нового типа церковно-государственных отношений, а также широкий спектр церковных преобразований, одним из которых стал вопрос реформирования приходской жизни. Съездом был принят Устав православного прихода, оставшийся неопубликованным.
Завершает номер статья магистра богословия, аспиранта кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии священника Андрея Трегубова «Монашеские уставы игумена Серафима (Кузнецова) и их значение для церковного права». Игумен Серафим — автор десяти Монашеских уставов. Его сборник уставов 1910 года является уникальным трудом, в котором были сведены общебогослужебные и дисциплинарные правила, перечень монастырских должностей и послушаний для благоустройства обителей. В 1949 году он сделал новую редакцию «Монастырского общежительного устава». Публикуемая работа дает некоторые свежие идеи о возрождении монашества в Русской Церкви.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru