Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Воскресения Христова в пос. Воскресенское

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Воскресения Христова в пос. Воскресенское
Версия для печати
14 апреля 2019 г. 21:24

14 апреля 2019 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в поселении Воскресенское г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, мы вспоминаем подвиг святой преподобной Марии Египетской. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Мк. 10:32-45), казалось бы, не относится напрямую к памяти святой. Но это только на первый взгляд. В Евангелии говорится: кто хочет быть большим, да будет всем слугой, и кто хочет стать первым, да будет всем рабом. О чем же эти слова? Они о ближних, о том, что ближний наш должен быть ближним не на словах, как часто бывает, а действительно близким. А это возможно лишь тогда, когда людей связывают добрые дела.

Мы знаем, как распадаются браки, которые начинались с того, что муж и жена сознавали близость друг к другу, жили этой близостью, этой любовью. А потом любовь уходит, близость исчезает, и люди, еще вчера близкие, вдруг становятся врагами. Что же произошло? Оказалось, что близость не была подкреплена добрыми делами по отношению друг к другу. Лишь когда есть служение ближнему, когда один человек отдает себя другому, тогда и созидается подлинная близость людей, тогда и созидается счастье человеческого общения.

Казалось бы, какое отношение имеет евангельский текст о том, что мы должны быть слугами, рабами, если хотим быть первыми, к памяти преподобной Марии Египетской? Самое непосредственное! Мария вообще отказалась от ближних и ушла в пустыню в далеком V веке. Ушла, уповая исключительно на волю Божию, потому что по законам человеческого бытия она не могла выжить в пустыне без пищи и воды. Но претерпев тяжелейшие испытания ради того, чтобы приблизиться к Богу, она препобеждает естества устав, как говорит церковное песнопение, и становится сильнее человеческого естества, становится подобной ангелам.

Через свой личный подвиг, не имевший, казалось бы, отношения к другим людям, Мария становится не просто близкой, понятной, но и одновременно высочайшим идеалом для множества и множества людей. Люди православные еще в древности узнали о подвиге Марии Египетской и уже тогда восторгались и вдохновлялись им, ставя себе в пример житие преподобной.

Казалось бы, V век, более полутора тысяч лет назад, и кто-то может сказать: то была совсем другая жизнь, другая культура, люди многого не знали, какое отношение все это имеет к сегодняшнему дню? Но мы, православные люди, можем смело сказать: имеет, и самое прямое. Потому что пример Марии Египетской, пример любви к Богу через служение людям, пример высочайшей аскезы и подавления своих страстей должен быть востребован и нами, людьми, расслабленными комфортом и благополучием XXI века.

Подобно тому как Мария Египетская выжила в пустыне, уповая на Бога, мобилизуя все свои духовные и физические силы, так и мы должны мобилизовать свои силы и пойти навстречу Господу, если не хотим погибнуть в пустыне духовной. На этом пути множество соблазнов, множество искушений, множество ложных маяков, пытающихся увлечь нас с пути спасения. Но пример преподобной Марии дает нам возможность понять, что силы человеческие почти не ограничены. Важно лишь, чтобы эти силы направлялись к Богу, чтобы эти силы служили добру. И тогда человек может совершать невероятные подвиги, как мы знаем из истории Церкви, из истории святых подвижников, из истории благочестия.

Как я уже сказал, святая Мария Египетская очень рано стала известна православным людям. Уже в глубочайшей древности к ней обращались с молитвой. Но и мы, современные люди, должны воспринимать Марию Египетскую как нашу современницу, понимая, что и перед нами пустыня, если не физическая, то духовная. Перед нами искушения, которые поражают сознание, плоть, душу. Перед нами та же необходимость мобилизации всех своих духовных сил, для того чтобы ответить на призыв Господа и идти за Ним.

Пусть пример Марии Египетской и сегодня помогает нам, устремляющимся навстречу Светлому Христову Воскресению, еще и еще раз осознать величайший смысл постного подвига и значение самоограничения для того, чтобы душа открывалась навстречу Господу. Молитвами святой преподобной и богоносной Марии Египетской да помогает нам Господь на наших жизненных путях! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке