Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий принял участие в программе областного телевидения «Действующие лица» и рассказал о ходе подготовки к празднованию Дня народного единства.
Ведущая программы «Действующие лица» Ольга Носкова:
— Я бы хотела начать нашу сегодняшнюю встречу, во-первых, со слов благодарности за то, что вы нашли время сегодня прийти и принять участие в нашей программе. Я знаю, что у вас последние дни посвящены очень важному и ответственному делу. Но сначала вопрос исторический, связанный с 4 ноября: какую роль сыграла Православная Церковь в те стародавние времена, в эпоху Смутного времени?
— Когда мы с вами посмотрим на историю государства Российского, то увидим, что в самые тяжелые времена вера имела непреходящее значение в становлении, развитии, возрождении государства. Так это было и во времена крещения Руси, и во времена преподобного Сергия — во времена Куликовской битвы.
Так происходило и в начале XVII века, когда наступила, увы, целая эпоха Смутного времени, когда разброд в умах и душах многих людей привел страну к катастрофе. Россия могла погибнуть. Наступало польское владычество. Как сегодня принято говорить, политическая элита была готова принять это правление и со сменой государственного устройства, и со сменой религии.
— То есть, не только бы перестала существовать Россия, престало бы существовать Православие?
— Конечно. И одним из столпов этого спасения стал Святейший Патриарх Гермоген, который, находясь в заточении, не поддался ни уговорам, ни угрозам. Было очень много его посланий, направленных на то, что бы сохранить православную веру. Мы знаем из истории, это был период экспансии католического мира. И Нижний Новгород сыграл очень важную роль в сохранения Российского государства и православной веры.
Сегодня нам трудно до конца осознать это: казалось бы, Москва далеко, нам бы здесь на Волге поживать — не тужить. Но нет, нам все-таки есть дело до сердца Русской земли — нашей столицы. И нижегородцы проявили здесь самые лучшие свои качества.
— 4 ноября — это праздник, в котором совпадают два: праздник светский, теперь уже государственный, — День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. Это правильно, что совпадают эти два праздника?
— Только XX век попытался разделить нашу историю, культуру, традиции на православные и государственные. А если мы с вами посмотрим на историю, то увидим, что во все времена они были неразрывно связаны.
Примеры? Давайте посмотрим. Куликовская битва, 21 сентября — День памяти Рождества Пресвятой Богородицы. Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года — война началась в день памяти всех русских святых. Официально Великая Отечественная закончилась 9 мая, но мы знаем, что Берлин был взят уже 6 мая. Это был воскресный день, Святая Пасха и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
И если мы с вами взглянем на историю, на традиции, то очень много увидим не случайностей, а закономерностей в нашей жизни с точки зрения православной веры.
— Естественно возникает вопрос о том, а как же представителям других конфессий относиться к этому дню, к этому празднику и к своей роли в народном единении?
— Если мы считаем себя гражданами Отечества, то мы должны быть едины и радоваться этому празднику. Необходимо сознавать, что наша Родина не единожды стояла на краю гибели, и наши предки черпали силы, зачастую нечеловеческие, для того чтобы противостоять врагам и сохранить наше Отечество, в вере.
Говоря об ополчении, мы вспоминаем Казанскую икону Божией Матери. Почему? Представьте то время. Когда пришли к Дмитрию Пожарскому с просьбой возглавить ополчение, он ответил, что это невозможно. Он уже пришел с первого ополчения, был ранен, говорил, что необходимо бороться с большой силой. Но его убедили. У ополченцев не было большой уверенности в победе. И как знамя, как благословение Божие они взяли с собой Казанскую икону Божией Матери.
Отношение к молитве, к Богу всегда имело огромное значение. Наши предки всегда были глубоко верующими людьми, и именно в вере искали крепость и силу идти по жизненному пути, не смотря на все неустройства, скорби, тяготы и лишения.
— Вообще, для нижегородцев большая честь и предмет гордости, что этот новый государственный праздник начинают отмечать на высоком уровне именно в Нижнем Новгороде?
— Несомненно, но вместе с тем это накладывает на нас большую ответственность. Мы должны доказать, что остались теми же нижегородцами, как и наши предки. И на земле нашей должны продолжать появляться Минины и Пожарские. Поэтому мы стараемся возрождать храмы, обители, укреплять дух национального самосознания, приверженность своей культуре, традициям, Родине.
— Если пытаться проводить какие-то самые поверхностные аналогии с теми временами, мне кажется, что сейчас наша столица живет гораздо лучше, чем живет, например, Нижний Новгород. Москва проще решает свои проблемы. Поэтому, может быть, нам чуть поубавить амбиций. Да, среди нижегородцев были Минин и Пожарский и другие достойные люди, но, может быть, нам стоило бы даже в этот праздник более критично взглянуть на себя: а все ли мы успеваем, что можем и что должны?
— Во-первых, в жизни так происходит, что, какую планку и цель поставишь себе, по тому пути и пойдешь. Во-вторых, наша столица стала жить совершенно по-другому, чем остальная Русская земля, всего 10 лет назад. И мы ставим себе цель, чтобы в следующем десятилетии жить не хуже.
— Да, я понимаю. Но, может быть, мы зря всех своих Мининых и Пожарских последние 10 лет отпускали в Москву, может быть, их надо возвращать обратно. Ведь у нас в Нижегородской области, я знаю вашу точку зрения, есть, что восстанавливать, в том числе и храмы?
— Я бы по-другому ответил. Пускай. Съездим в Москву, там поучимся, вернемся обратно.
— У себя порядок наводить?
— Да. Ведь никогда не зазорно учиться и доброе посмотреть. А то состояние, в котором мы сегодня живем – наследие нашего семидесятилетнего безбожного жития. Когда мы полагали колоссальные усилия людских, материальных и других ресурсов, но в конце двадцатого века фактически пришли к тупику. И сегодня, Слава Богу, пришло осознание ложности того пути. И сегодня мы только нащупываем ту дорогу, по которой должны пойти.
Семидесятилетний период истории оставил свой след. Целые поколения выросли в иной идеологии. Но сегодня совершенно не нужно противостояние между людьми. В том, что происходило в то время, нет ничьей вины. Наверное, это общая беда. Но, Слава Богу, мы все это понимаем. Мы должны воспитывать будущее поколение в русских традициях, должны прикладывать все усилия для того, чтобы они знали свою культуру, историю.
— Есть ли сегодня надежда, что для наших детей этот праздник не будет диковинкой, как, собственно, для нас сегодня, потому что это действительно только начало, только закладывание традиций?
— Многое будет зависеть от нас, ведь дети очень чутко чувствуют фальшь. И зачастую, чтобы ребенку что-то дать, нужно самому что-то иметь. Поэтому не только детям, но и взрослым людям необходимо возвращаться к своим историческим корням. Но не всегда это происходит, и не все к этому готовы. Только время рассудит и покажет: наш праздник востребован либо он создается искусственно. Но я глубоко убежден в том, что такие праздники нам очень необходимы.
— Сейчас идет активная подготовка. Вы этим занимаетесь, уделяете этому много времени. В какой стадии этот процесс находится сейчас?
— Как всегда не хватает одного дня и одной ночи. Но то, что сегодня храм во имя Рождества Иоанна Предтечи возрожден в его былом величии – это для нас великая милость Божия. Еще два года назад мы только говорили об этом, но представление о том, как мы будем решать эту задачу, было весьма смутным и призрачным.
— Я думаю, было бы важно, если бы вы сказали, почему именно этот храм возрождается? Я думаю, не все это знают.
— Именно с паперти этого храма (тогда он был деревянным) наш великий гражданин Кузьма Минин воззвал к народу, к нижегородцам, чтобы каждый поделился своим имуществом, своим состоянием для вооружения ополчения, которое пойдет освобождать Москву от польско-литовских захватчиков.
Здесь же будет установлен памятник Минину и Пожарскому — копия памятника, который стоит на Красной площади в Москве. И здесь же, как и в Москве, мы будем возвращаться к исторической действительности. На Зеленском спуске, через дорогу, пройдет закладка храма в честь Казанской иконы Божией матери. Это состоится 3 ноября, в день приезда в наш город Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он собственноручно совершит закладку церкви.
— Но постольку, поскольку мы с вами уже решили, что светская и религиозная часть в этом празднике идут рука об руку, и это правильно, это нормально, то насколько вы тесно взаимодействуете сейчас с областной властью, с полпредством? Кто и как помогает?
— Всем миром мы идем к этому празднику. Я, прежде всего, хотел сказать, что отозвался на восстановление храма Иоанна Предтечи богоспасаемый град Балахна, в лице бумкомбината и одного из его владельцев Шалвы Петровича Бреуса, который первый раз приехал в наш город и изъявил желание что-то здесь делать значимое.
— А тут ему балахнинцы и напомнили, да?
— Да, и мы за это очень благодарны. Мы до этого занимались, но у нас была не такая быстрая поступь. Но, по милости Божией, за год, чуть больше, мы имеем то, что имеем. Сам храм во многом восстановлен за счет наших нижегородских мастеров. Это и купола, и золочение, и иконопись. Поэтому я приглашаю всех, у кого есть желание и возможности, посетить этот храм. Наверное, уже после 4 ноября.
Этот храм будет освящен 4 ноября Святейшим Патриархом Алексием II. Визит Патриарха будет очень значим, радостен и памятен для нас. Память о том, что глава Русской Православной Церкви в этот день был с нами, радовался и благословлял наше святое и благое начинание.
— Я думаю, что сейчас будет правильно сказать нашим уважаемым зрителям: «Если вы не попадете в этот день в храм, не переживайте. Мы в этот день будем транслировать службу, которая будет проходить в церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи. Потому что вместить всех желающих храм не сможет». Я думаю, что и таким способом можно будет приобщиться к этому празднику. Это правильно?
— Да, спасибо.
— Я хотела бы вернуться к теме меценатства и к теме помощи, потому что, с одной стороны, Вы помните тех людей, которые помогают церкви восстанавливаться. Вы говорите о них, и Церковь за них молится. На самом деле, может быть, надо быть скромнее. Человек помог, но необходимо ли об этом говорить?
— Хочу отметить, что с кем бы мне ни приходилось встречаться, сотрудничать, просить о помощи, я не встречал на своем жизненном пути людей, которые пытались бы использовать свое участие в святых делах в своих личных интересах. Зачастую наоборот, мы сталкиваемся с такой проблемой, что когда мы хотим отметить человека, он говорит, что это не нужно.
У меня немножко другая позиция. Если это нам не нужно, то нужно нашим потомкам. Когда я трудился в Троице-Сергиевой Лавре, мы сделали очень много научных открытий, исследований, и я был категорически против публикаций и т. д. На что мне один знаменитый архитектор сказал: «Вот мы сейчас с вами сделаем, а это уйдет вникуда, в небытие. А когда вы открываете историю Троице-Сергиевой Лавры XIX — начала XX века, вы же благодарны тем людям, которые это написали». И мы должны оставлять след для будущих поколений.
В Нижегородской епархии есть храмы, где сохранились складные иконы XVI-XVII веков. И мы сегодня за этих людей особо молимся и испытываем внутреннее благоговение. А какая радость посещает душу и сердце, когда приезжаешь в Вифлеем, в Святую Палестину, в град, где родился Христос, и видишь, что в верхнем храме весь иконостас пожертвован купцами и крестьянами, и на каждой иконке табличка. Как приятно и радостно.
И представьте себе, придут наши дети, внуки, правнуки в храм Иоанна Предтечи, в Макарьевский монастырь, в собор Александра Невского, Успенскую церковь и прочитают, что когда-то его дед, прадед сделал какое-то усилие для его восстановления. Ведь это замечательно, когда есть связь времен.
— История многовековая, хочется почувствовать каких-то результатов при жизни, или это суета?
— Я хочу сказать о духовной жизни. Мы видим, что за последние годы возросло количество молодых людей, людей среднего возраста, детей, которые стали ходить в храмы. Если десятилетие назад это были в основном пожилые люди, бабушки в белых платочках, то сегодня потихоньку, милостью Божией, в храм приходит и молодежь. Мы все, что можем, делаем для возрождения духовности. Ведь для очень многих людей сегодня чуждо, непонятно состояние молитвы, покаяния. Происходит подмена понятий и смыслов. Сегодня, братья и сестры, нам как никогда необходимо единомыслие во многих вопросах.
— Я думаю, что многим из нас еще нужно побороть чувство, может быть, неловкости, может быть, страха по дороге в храм. Трудно сделать первый шаг в эту сторону. Люди боятся попасть в неловкую ситуацию.
— Но в этом нет трагедии. Я с очень большим уважением отношусь к этим людям, поскольку это прежде всего свидетельствует об их искренности, и нельзя человека сразу переделать. Если человек очень долго жил в одной традиции, то сегодня ему трудно идти в обратную сторону. У каждого, дорогие братья и сестры, путь к Богу свой. Кто-то находит его быстрее, кто-то медленнее. Но вы идите искренне и найдете свой путь.
— Спасибо. Вы уже начали говорить о том, в каких мероприятиях примет участие Патриарх, может быть, расскажете более подробно?
— Святейший Патриарх приедет к нам 3 ноября и сразу посетит Спасский кафедральный собор, совершит заупокойную службу, литию на могиле приснопамятного митрополита Николая, который 24 года возглавлял Нижегородскую епархию. Затем будет осуществлена закладка церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Вечером у нас будет торжественное богослужение в соборе Александра Невского. Оно начнется в 17.00. В нем примет участие и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот таким образом программа Патриарха в первый день приезда будет завершена.
В планах есть и посещение Кремля, и другие мероприятия, которые пока согласовываются. А 4 ноября кульминационным моментом будет освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи, открытие памятника Минину и Пожарскому и еще целый ряд мероприятий.
Я считаю, что для нас это великая радость, счастье, что ангел-хранитель нашей Церкви в этот день вместе с нами будет совершать молитвы, благословлять нас на дальнейшие труды в деле созидания Земли русской, Нижегородской земли.
— Спасибо, что вы нашли время принять участие в нашей программе. Я благодарю Вас за ответы на наши вопросы.
— До свидания, ангела-хранителя вам.
Патриархия.ru/Нижегородская епархия