17-18 октября 2019 года в Риме прошла вторая международная встреча экспертов, посвященная проблемам ядерного разоружения и контроля над ядерным оружием.
Конференция была организована Евангелистскими Церквями Америки совместно с международной экспертной группой «Global Priorities Campaign».
Первая встреча в данном формате состоялась в июне этого года. В этот раз эксперты сфокусировали свое внимание на выработке практических предложений по ограничению ядерного вооружения. Они отметили рост различных угроз применения ядерного оружия в условиях напряженных международных отношений и региональных конфликтов, появления новых обладателей этого вида оружия и новых технических разработок с ним связанных. Эксперты выразили тревогу в связи с разрушением системы контроля за ядерным вооружением, которая сформировалась между Россией и США.
Во встрече принимали участие российские и американские научные эксперты, а также представители общественных организаций и различных христианских общин. Российскую сторону на конференции представляли: академик Сергей Рогов, научный руководитель института Соединённых Штатов Америки и Канады РАН, декан факультета мировой политики института; Надежда Арбатова, руководитель Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН; профессор Анатолий Дьяков, главный научный сотрудник Центра разоружения, энергетики и экологии.
От имени Русской Православной Церкви в работе конференции принял участие архимандрит Филипп (Рябых), представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы, Европейском Союзе и других международных европейских организациях.
Римскую Католическую Церковь на конференции представляли архиепископ Сильвано Томази и Алессио Прекарио — советники Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию, органа Римской курии, специализирующегося, в том числе на вопросах войны и мира. Евангелистские Церкви Америки представлял Деннис Фрадо, директор отдела Лютеранской Церкви по вопросам мировой общественности — Представительства Лютеранской Церкви при ООН.
В своем выступлении на конференции архимандрит Филипп указал на некоторые причины, по которым многие страны остаются приверженцами разработки и владения ядерными арсеналами: «Люди обычно оценивают ядерное оружие с точки зрения категорий добра и зла: где "добро" — это жизнь и ее защита, а "зло" — смерть и разрушение жизни. Как не звучало бы это странно, но разрушительное по своей природе ядерное оружие нередко рассматривают как средство для защиты жизни. Такого рода оценка ядерного оружия происходит в ситуациях, когда угроза безопасности страны оценивается как весьма высокая со стороны внешних сил, а потому эта сила может быть сдерживаемая только таким типом оружия. Примером такой высокой опасности из недавней истории была нацистская Германия, которая оказалась очень близкой к созданию ядерной бомбы, и поэтому союзникам антигитлеровской коалиции было необходимо опередить Гитлера, чтобы спасти мир и победить нацистское зло. Я думаю, что это весьма сильный и широко распространенный аргумент в разных обществах, оправдывающий сам факт обладания ядерным оружием».
Далее отец Филипп подчеркнул: «Священное Писание допускает существование и использование оружия как такового только для целей защиты от зла. Например, об этом говорится в знаменитом послании апостола Павла к Римлянам: "начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4). Но ядерное оружие явно переходит границу защиты, так как в случае применения оно может быть разрушительным не только для тех, против кого применяется, но и для тех, кто его использует. Таким образом, существование этого вида оружия не может вписывается в этику Евангелия. Кроме того, если применение насилия против зла является попущением в грешном мире, то все же основной задачей христиан является утверждение мира, в частности, этим стремлением пронизано все православное богослужение. Поэтому христиане могут рассматривать полное уничтожение ядерного оружия всеми его обладателями в качестве обоснованной цели. Это понимание ядерного оружия было недавно отражено в рамках подготовки нового официального документа "О практике освящения оружия в Русской Православной Церкви". Документ уже был предварительно одобрен комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия в июле этого года, и его некоторые положения были обнародованы. Согласно проекту этого документа, оружие массового уничтожения больше не должно благословляться Церковью, что является отходом от существовавшей ранее практики».
Представитель Русской Православной Церкви подчеркнул важность проведения подобного рода обсуждений, ведения диалога экспертов с включением в дискуссию представителей Церквей и, обращаясь ко всем присутствующим на конференции экспертам, резюмировал: «Пришло время снова предпринимать усилия по борьбе за мир и мобилизовать общественное мнение в различных странах для поддержки усилий по сокращению ядерного оружия».
Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru