Христианство стало распространяться на Смоленщине вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 (990-й год от РХ) иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли».
Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Смоленск становиться столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху.
Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158 гг.). Усердный ходатай о даровании Смоленску самостоятельного епископа, Ростислав получил название Набожного.
Самостоятельная Смоленская епархия учреждена в 1137 г. ( по некоторым данным — в 1136 г.), в период правления святого князя Ростислава. Первым епископом Смоленским был епископ Мануил Грек. Между князем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».
Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. В частности, грамота «О холме» от 1150 г. говорит о передаче Смоленской епархии Холма (Соборной горы), на котором еще Владимир Мономах построил в 1101 г. Успенский собор.
Смоленская епархия была одним из значительных церковных объединений Древней Руси и играла важную роль в распространении христианства.
Большое испытание выпало Смоленску в XV веке. В 1404 г. литовский князь Витовт в отсутствие последнего Смоленского князя Юрия захватил город и присоединил его к своему государству. До 1515 г. продолжалось господство Литвы над Смоленском. Все это время смоляне оставались верными Православной Церкви.
В начале XVII века, в смутное для страны время, Смоленску досталась трудная участь. Польский король Сигизмунд III, овладев Смоленском в 1611 г., дал большие привилегии желавшим поселиться в разрушенном городе. Но за это смоляне должны были отказаться от своей веры. Король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Он пригласил из Польши епископов, отдал им православные монастыри и объявил господствующим вероисповеданием католицизм. Смоляне просили для себя хотя бы одну православную церковь, и когда им было в этом отказано, стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать смолян в городе, король после Деулинского перемирия объявил свободу исповедания и позволил православным иметь своего епископа. В 1654 г. царь Алексей Михайлович, окончательно воссоединив Смоленск с Российской державой, закрепил права Православия.
В 1675 г. Смоленским епископом стал Симеон IV (Милюков), сын купца Милюкова из Тамбовской губернии. До прибытия в Смоленск он был архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря. По его предложению, одобренному царем Алексеем Михайловичем, в 1677 г. на месте разрушенной мономаховой церкви началось строительство нового Успенского собора. За успешную работу по закладке собора новый царь Федор Алексеевич в 1679 г. возвел Симеона в сан митрополита. В 1681 г. по благословению Патриарха и Собора этот сан был закреплен за ним и его преемниками. Умер Симеон IV в 1699 г.
Преемником Симеона IV стал митрополит Сильвестр II (Черницкий), уроженец Полоцка, бывший до этого архимандритом Звенигородского Саввина монастыря. Его стараниями на Соборном холме были возведены Иоанно-Предтеченская церковь и при ней митрополичий дом. Сильвестр II неоднократно встречал Петра I в Смоленске. Умер в конце 1706 г. После его смерти до 1710 г. епархия была вдовствующей.
В 1710 г. митрополитом в Смоленск был определен Сильвестр III (Крайский), один из просвещеннейших людей своего времени — великолепный математик, астроном, знаток естественных наук, бывший до этого ректором Московской духовной академии, а затем епископом Холмогорским и Важским. При нем был построен деревянный Богоявленский собор на соборном холме. Умер митрополит Сильвестр в 1712 г.
Его сменил Дорофей (Короткевич), киевлянин, переведенный в Смоленскую епархию митрополитом с должности архимандрита московского Симеонова монастыря. Дорофей предпринял попытку продолжить строительство Успенского собора, приостановленное из-за недостатка средств. Умер в 1718 г.
Первые четыре Смоленские митрополита были похоронены на территории смоленского Троицкого монастыря в специально построенной часовне. В 1847 г. на средства жены смоленского уездного предводителя дворянства О.И. Бибиковой часовня была перестроена в придельный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На его фасаде были написаны имена погребенных в нем митрополитов.
В начале 1930-х гг. останки митрополитов были перенесены на городское кладбище.
В начале 1995 г. Епархиальным советом Смоленской епархии было принято решение о перезахоронении смоленских святителей в усыпальнице Успенского собора. Было испрошено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В августе 1995 г. останки смоленских святителей с кладбища были перенесены в крестовую церковь во имя Двенадцати апостолов в Архиерейских палатах. Торжественное перезахоронение произошло в Крестопоклонное воскресенье, 17 марта 1996 г. После Божественной литургии, которую возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх Московский и всея Руси), в Свято-Успенском соборе была совершена панихида. Затем крестный ход направился к Архиерейским палатам. Духовенство и хор поднялись в Крестовый храм. После литии гробы святителей торжественно крестным ходом были перенесены из Архиерейских палат в усыпальницу Успенского собора.
С 1721 г. смоленскую кафедру вновь стали возглавлять архиепископы. С 1722 по 1728 гг. епархией управлял Гедеон (Вишневский). Преосвященным Гедеоном в Смоленске в 1728 г. была основана Духовная семинария, завершено строительство Успенского собора, собор был увенчан семью главами, стены и столпы его украшены живописью, иконостас расписан.
Преемником Гедеона (Вишневского) стал Парфений (Сапковский) (1761-1795). При нем Успенский собор был окончательно достроен и освящен 13 сентября 1772 г. Семиглавие было заменено на пятиглавие и устроен шестиярусный резной иконостас. Сюда была перенесена величайшая святыня всей России — чудотворная икона Смоленской Божией Матери.
За все время существования Смоленской епархии ею управляли 73 архипастыря.
1812 г. принес смолянам многие беды. Не только пожары, но, главным образом, вандализм наполеоновской армии уничтожали святыни русского народа. Для сохранения достояния церквей Смоленской епархии Преосвященным епископом Иринеем 17 июля 1812 г. был издан указ, предписавший духовенству епархии «употребить все средства к сохранению церковного имущества от расхищения неприятеля». Причты церквей вместе со старостами прятали церковное имущество в стенах, под полами храмов, в куполах, на колокольнях, зарывали в землю, а также увозили с собой в более безопасные места.
На своем пути французы не оставляли невредимым ни одного храма. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, стены, а нередко и поджигали храмы.
6 августа французские войска вошли в Смоленск. Накануне почти все население вслед за Смоленской иконой Божией Матери покинуло город. В числе немногих оставшихся был первый историк Смоленска священник Н.А. Мурзакевич. Он не только совершал службы в Успенском соборе, но и был его хранителем. По его просьбе неаполитанский король Мюрат распорядился поставить караул в дверях собора.
5 ноября Смоленск был освобожден от французов. В благодарность за избавление от нашествия были установлены крестные ходы в Смоленске 5 ноября и в Вязьме 22 октября.
На рубеже XIX-XX вв. православные верующие составляли 96,6% населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (пять из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в десяти церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, четырех духовных училищах; десяти мужских и двух женских учительских второклассных школах, духовной семинарии и епархиальном женском училище. Кроме Смоленска духовные училища действовали в уездных городах Вязьме, Белом, Сычевке и др.
В селе Татево процветала школа для деревенских детей, созданная замечательным русским педагогом С.А. Рачинским. В Смоленске действовало братство преподобного Авраамия, объединявшее любителей духовного просвещения и книжности. В Нижне-Никольской церкви возникло «Общество прихожанок г. Смоленска для забот о чистоте и благолепии своего храма». Обсуждался проект постройки нового епархиального дома, в котором предусматривался зал для собраний прихожан.
5 ноября 1896 г. по инициативе епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора в Смоленске начал действовать Церковно-археологический комитет, в состав которого вошло духовенство и преподаватели духовных учебных заведений. Целью комитета являлось изучение, охрана и описание вещественных и письменных памятников церковной старины Смоленской епархии, а также описание церквей, приходов, монастырей.
Соборные устремления начала XX в. нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского Поместного Собора. Но революция и события, последовавшие за ней, в корне изменили ситуацию в церковной жизни. «Смоленские епархиальные ведомости» уже 17 марта 1917 г. с горечью сообщают о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы Епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, Смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал «Религия и школа», Общество вспомоществования учащимся в семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей.
12 декабря 1917 г. прошел епархиальный съезд, который принял решение об открытии викариатств в г. Дорогобуже и Вязьме.
В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрываться монастыри и церкви. В 1933 г. был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей.
22 февраля 1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие и священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку получило «Смоленское дело».
Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 г. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу.
С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.
После Великой Отечественной войны положение несколько изменилось. Власти оставили действующим Свято-Успенский собор в Смоленске, где богослужения возобновились в 1941 г. В 1946-1947 гг. после правительственного постановления Областной совет принял к «особой охране» памятники, имеющие общественное значение (их насчитали 42) и местное (28), и выделил средства для реставрации храмов и крепостной стены.
Антицерковная политика 1960-70-х гг. вновь привела Церковь на грань катастрофы. К 1 января 1985 г. по всей Смоленской области действовавшими были только 35 храмов, причем, в большинстве своем они находились в аварийном состоянии, духовенство епархии составляли 40 священнослужителей.
Возрождение духовной жизни на Смоленщине началось с приходом на Смоленскую кафедру 26 декабря 1984 г. архиепископа Кирилла (Гундяева), ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 24 марта 1991 г. владыка Кирилл был возведен в сан митрополита, став восьмым митрополитом в истории Смоленской епархии.
В 1985 г. Смоленская епархия расширяется — к ней присоединяется Калининградская область, где в этом году был зарегистрирован первый приход. 31 марта 2009 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви Смоленская и Калининградская епархия была разделена на Смоленскую и Калининградскую епархии. Решением Синода (журнал № 22) епископом Смоленским и Вяземским, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Патриарших приходов в Туркменистане, определено быть епископу Феофилакту (Курьянову).
Святые, в земле Смоленской просиявшие
С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена:
- св. блгв. кн. Ростислав — Михаил Набожный (+1167): из всех многочисленных заслуг его можно выделить устроение монастыря на Смядыни, на месте обретения тела св. кн. Глеба; устроение также четырех каменных церквей в Смоленске: в честь свв. Бориса и Глеба, свв. апп. Петра и Павла, св. пророка Илии и св.бессребр. Косьмы и Дамиана
- прп. Авраамий Смоленский (+1224): с его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. Праведник, философ, иконописец, литератор, он переписывал книги, составлял новые сборники для чтения, проповедовал, ежедневно, став иеромонахом, служил литургия и проповедовал, создал иконописную мастерскую и библиотеку рукописных книг
- мч. Меркурий воин (+1239): Божия Матерь избрала этого благочестивого воина для того, чтобы он спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Мученик бесстрашно сражался,ценой своей жизни сумев остановить продвижение врага к городу. В Успенском Соборе до сих пор хранятся его сандалии
- прп. Андрей Смоленский (+после 1390): будучи князем, роздал имение и тайно вышел из города, «изменив княжеские одежды на рубища, яко один из сирот». В Переславле-Залесском стал служить пономарем. В подвигах непрестанной молитвы, ношения вериг на одном месте провел тридцать лет. Только по его смерти в руке святого нашли хартию о его княжеском происхождении
- мц. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность
- св. равноап. Николай, архиепископ Японский (+1912): окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и, приняв постриг, попросился быть настоятелем консульского храма г.Хакомата. В 1868 году его паства включала 20 японцев. В 1911 году в Японии было уже 266 общин, 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников
- новомученики: сщмч. Макарий (Гнеушев, +1918); прп. Рахиль Бородинская (+1928); сщмч. Серафим (Остроумов, +1937) и многие другие
Святыни земли Смоленской
Икона Божией Матери Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой
В 1046 г. греческий император Константин Мономах выдал дочь за князя Всеволода и благословил ее этой иконой. Анна Константиновна, в свою очередь, благословила потом ею своего сына — Владимира Мономаха, который стал князем Смоленским в 1097 г. и привез икону Одигитрии в Смоленск. В 1103 г. Владимир Мономах построил Успенский собор и поставил туда икону. С тех пор она именуется Смоленской. Два раза святыню спасала Москва, укрывая ее от неприятелей: когда Смоленск взят был Литвой в XV в. и при осаде города Сигизмундом в XVII в. Во время французского нашествия икона вновь побывала в Москве, потом в Ярославле, и только по изгнании врагов из Смоленска, святыню принесли в Успенский собор на прежнее место. Там икона пребывала до 40-х гг. XX в., когда она бесследно исчезла.
Икона Божией Матери Одигитрия из Надвратной церкви
Сейчас находится на месте утерянной первописанной иконы в Успенском соборе. Прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными Фроловскими воротами у Днепровского моста по окончании строительства крепостной стены. Во время французского нашествия находилась среди войско 3-й гренадерской дивизии с августа по ноябрь 1812 года. С 16 марта 1813 года по 1941 год находилась в Надвратной церкви.
Выдающимися памятниками духовной истории Руси являются многие храмы Смоленской епархии, но прежде всего Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска, Свято-Троицкий собор города Вязьмы, смоленские храмы XII века (св. апостолов Петра и Павла, Михаило-Архангельский и Иоанно-Богословский), архитектурные комплексы Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского (Болдино), Авраамиевского, Троицкого и Вознесенского монастырей (Смоленск).
Патриархия.ru