Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций и об утверждении паспорта безопасности

Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций и об утверждении паспорта безопасности
Версия для печати
23 декабря 2019 г. 13:19

Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и об утверждении паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций». Документ и «дорожную карту» применения постановления прокомментировали руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) и юрисконсульт Правового управления О.М. Трайнин. Материал опубликован в журнале «Приход» (№ 6, 2019).

Комментарий постановления № 1165

Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и об утверждении паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» (далее — постановление).

В этой связи требования по антитеррористической защищенности объектов (территорий), установленные иными постановлениями Правительства Российской Федерации, в частности, постановлением от 25.03.2015 № 272, не применяются к объектам (территориям) религиозных организаций.

Вместе с тем, требования, установленные постановлением № 1165, не распространяются на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками Росгвардии (перечень таких объектов установлен распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р), и на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными нормативными правовыми актами.

Согласно постановлению № 1165:

1. Категорирование объектов (территорий) религиозных организаций проводится комиссией по обследованию и категорированию объекта, территории (раздел II постановления).

Комиссия по обследованию и категорированию объекта, территории (далее — комиссия) создается по решению руководителя религиозной организации, являющейся правообладателем объекта (территории) религиозной организации (далее — руководитель религиозной организации).

Руководитель религиозной организации или уполномоченное им лицо является председателем комиссии.

В состав комиссии также входят представители: а) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; б) религиозной организации; в) территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

2. При обследовании объекта (территории) не допускается проявление членами комиссии неуважения к внутренним установлениям религиозной организации (пп. 12-13 постановления).

В целях исключения проявления членами комиссии неуважения к внутренним установлениям религиозной организации председатель комиссии информирует членов комиссии о содержании внутренних установлений религиозной организации, в том числе о требованиях к внешнему виду. Работа комиссии не должна препятствовать совершению богослужений, других религиозных обрядов, а также доступу граждан на объект (территорию). Член комиссии, проявляющий неуважение к внутренним установлениям религиозной организации, может быть заменен по письменному обращению председателя комиссии в соответствующий орган, делегировавший данного члена комиссии.

3. Установлены категории объектов (территорий), на которые распространяются требования антитеррористической защищенности в соответствии с вместимостью храма (п. 19 постановления).

Категорированию подлежат храмы и иные используемые религиозными организациями объекты вместимостью от 50 человек.

Вместимость объекта определяется по формуле: 0,5 кв. м на 1 человека в здании и 7 кв. м на 1 человека на земельном участке.

В зависимости от вместимости объекта (территории) определяется его категория:

  • I — более 1000 человек,
  • II — от 500 до 1000 человек,
  • III — от 50 до 500 человек.

Таким образом, объекты малой вместимости (до 50 человек) не подлежат категорированию. Антитеррористическая защищенность таких объектов осуществляется в порядке и объеме, определяемом самостоятельно руководителем религиозной организации (п. 36 постановления).

4. В зависимости от категории объекта (территории) определяется перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности.

4.1. Оборудование системами противопожарной защиты и освещения предусмотрено для объектов (территорий) I-III категорий (п. 31 постановления).

Для объектов (территорий) I категории обязательно оснащение их периметра системой охранной сигнализации, а также оборудование въездов (выездов) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (п. 33 постановления).

4.2. Оборудование системами видеонаблюдения предусмотрено для объектов (территорий) I и II категорий.

Камеры видеонаблюдения устанавливаются с учетом внутренних установлений религиозной организации (п. 34 постановления). В частности, камеры видеонаблюдения не следует устанавливать в местах проведения исповеди и в алтарях.

Допускается замена видеонаблюдения в помещениях, доступ в которые в соответствии с внутренними установлениями ограничен (братские и сестринские корпуса монастырей и т.д.), периодическими обходами и осмотрами указанных помещений представителями религиозных организаций, например, монашествующими (п. 34 постановления).

Кроме того, по решению комиссии с учетом обстановки, складывающейся в районе расположения объекта (территории), комиссия вправе принять решение о нецелесообразности установки системы видеонаблюдения на объекте (территории) I и II категорий в случае, если на данном объекте (территории) не совершаются регулярные (реже одного раза в неделю) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, религиозное почитание (паломничество).

4.3. Физическая охрана объектов (территорий) II и III категорий обеспечивается, по усмотрению руководителя религиозной организации, членами, участниками, сотрудниками религиозных организаций (например, церковными сторожами, монашествующими, прихожанами), общественных объединений, организаций, казачьих обществ или частными охранными организациями либо подразделениями Росгвардии (подп. в) п. 31 постановления).

Физическая охрана объектов I категории обеспечивается частными охранными организациями или подразделениями Росгвардии (п. 33 постановления).

4.4. Наличие систем передачи тревожных сообщений («тревожной кнопки») предусмотрено для объектов (территорий) I и II категорий (подп. б) п. 32 постановления).

4.5. Размещение наглядных пособий с информацией о порядке действий при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или совершении теракта, в том числе схем эвакуации, контактных телефонов органов безопасности, предусмотрено для объектов (территорий) I-III категорий (п. 31 постановления).

5. Установлены сроки оборудования объектов (территорий) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны объекта (территории), указанными в пп. 4.1, 4.2, 4.4.

Установленные комиссией мероприятия по оснащению (оборудованию) объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны (см. пп. 4.1, 4.2, 4.4) должны быть завершены в срок не более 5 лет со дня подписания акта обследования объекта (территории), о чем сказано в п. 29 постановления.

Оснащение средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны объекта (территории), в том числе находящегося на стадии проектирования (реконструкции), определяется в техническом задании на проектирование на этапе строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия).

Оборудование средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны объекта (территории), в том числе находящегося на стадии проектирования (реконструкции), осуществляется при строительстве (капитальном ремонте) такого объекта (территории) в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Оборудование средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны объекта (территории), отнесенного к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, осуществляется при проведении работ по его сохранению с момента утверждения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 30 постановления). Таким образом, требования по оборудованию объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны, предъявляемые до утверждения предмета охраны объекта культурного наследия, незаконны и не подлежат исполнению.

На практике приведенные положения п. 29 и 30 постановления вызовут затруднения, поскольку по смыслу п. 30, оборудованию (оснащению) системами освещения, противопожарной безопасности и видеонаблюдения подлежат только те объекты, которые находятся на стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта или реставрации. Причем оборудование (оснащение) объектов (территорий) данными средствами инженерной защиты должно определяться в техническом задании на проектирование на этапе строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия).

Вместе с тем, установленный п. 29 постановления пятилетний срок выполнения требований об оборудовании (оснащении) средствами инженерной защиты распространяется и на прочие объекты, которые подлежат категорированию, однако на них не проводится реконструкция, капитальный ремонт или работы по сохранению объектов культурного наследия. Возникает вопрос: каков порядок оборудования эксплуатируемых объектов средствами инженерной защиты? Или мы следует исходить из того, что требования по антитеррористической защищенности, установленные постановлением, будут распространяться только на строящиеся, реконструируемые и реставрируемые объекты? Однако в таком случае большое количество религиозных объектов выпадает из-под действия постановления.

Кроме того, процессы строительства, реконструкции, капитального ремонта или реставрации объектов могут в разы превышать установленный пятилетний срок.

Полагаем, что ответ на данный вопрос даст практика применения постановления № 1165.

6. Порядок информирования об угрозе совершения или совершении теракта и реагирования на полученную информацию установлен разделом V постановления.

7. По результатам категорирования комиссия оформляет акт обследования объекта (территории), в котором содержится информация, указанная в п. 21 постановления, после чего составляется паспорт безопасности объекта (территории) по форме и в порядке, утвержденным постановлением (раздел III; приложение к постановлению).

Паспорт безопасности утверждает руководитель религиозной организации или уполномоченное им лицо.

8. Контроль за соблюдением требований осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка осуществляется не чаще одного раза в 3 года в соответствии с планом, утвержденным уполномоченным органом и согласованным с религиозными организациями, объекты (территории) которых подлежат проверке.

«Дорожная карта» применения постановления № 1165

В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» поступают многочисленные обращения по отдельным вопросам применения указанного постановления.

Публикуем разработанную Правовым управлением Московской Патриархии «дорожную карту» применения данного постановления, содержащую ответы на поступающие в Правовое управление вопросы.

1. Подлежащими обследованию, категорированию и паспортизации объектами (территориями) являются находящиеся в собственности религиозных организаций, а равно используемые ими на ином законном основании, здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Самовольные постройки используются религиозными организациями на законных основаниях при соблюдении требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.03.2019 № 269 «Об утверждении требований к самовольным постройкам, относящимся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, при соответствии которым таких построек допускается их использование религиозными организациями».

В остальных случаях самовольные постройки могут использоваться до 2030 г. на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В отношении земельных участков религиозных организаций необходимо руководствоваться их разрешенным использованием. Так, если земельный участок предоставлен для религиозного использования (в том числе для эксплуатации храма), то такой участок подлежит обследованию, категорированию и паспортизации по нормам постановления.

2. Уполномоченный орган формирует перечень объектов (территорий), подлежащих обследованию, категорированию и паспортизации, путем направления запросов в религиозные организации.

Уполномоченным является орган, определенный (назначенный, уполномоченный) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на осуществление действий, предусмотренных постановлением (п. 5 постановления).

Епархиям необходимо запрашивать у главы соответствующего субъекта Российской Федерации информацию об уполномоченном органе. Действия, обращения и представления органа, не уполномоченного в соответствии с п. 5 постановления, являются незаконными.

3. Уполномоченный орган уведомляет религиозные организации о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности (п. 7 постановления). До получения такого уведомления от надлежаще уполномоченного органа никакие действия по обследованию, категорированию и паспортизации объектов (территорий) религиозных организаций не должны предприниматься.

4. На основании уведомления уполномоченного органа образуется комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в сроки, предусмотренные п. 8 постановления.

Комиссию возглавляет руководитель религиозной организации (настоятель или председатель приходского совета, если он не является настоятелем).

В состав комиссии включаются представители:

а) уполномоченного органа;

б) религиозной организации (помимо руководителя религиозной организации; это могут быть представители централизованной религиозной организации, благочиния и т.д.);

в) территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории);

г) при необходимости к работе комиссии могут привлекаться:

  • иные представители религиозной организации (например, главный инженер, ответственный за пожарную безопасность, казначей, помощник настоятеля и т.д.);
  • представители организаций, специализирующихся в экспертной деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия (участие обязательно при проведении обследования и категорирования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
  • собственники объектов, которые располагаются в непосредственной близости к объекту (территории);
  • представители организаций, специализирующихся в сфере инженерно-технических средств охраны;
  • представители органов местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен объект (территория).

Необходимо иметь в виду, что указанные в настоящем пункте лица обладают в полном объеме правом голоса при принятии решений комиссии.

5. Следующей стадией является осмотр объекта (территории), проводимый комиссией.

Руководитель комиссии:

  • осуществляет все организационные мероприятия по обеспечению деятельности комиссии, включая мероприятия по ее формированию и определению порядка работы;
  • информирует членов комиссии о содержании внутренних установлений религиозной организации, в том числе о требованиях к внешнему виду;
  • обращается в соответствующий орган о замене представителя, проявившего неуважение к внутренним установлениям религиозной организации;
  • обладает правом решающего голоса при принятии решений комиссии (в случае равенства голосов).

При осмотре объекта решением комиссии ему присваивается категория на основе расчетной наполняемости объекта (территории), которая рассчитывается исходя из суммы всех предназначенных для публичных богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) площадей объекта (территории). Площадь, занимаемая одним человеком, принимается равной 0,5 кв. м для зданий, строений, сооружений, помещений и 7 кв. м — для земельных участков.

При расчете вместимости зданий храмов предлагается руководствоваться п. А.3 «СП 391.1325800.2017. Свод правил. Храмы православные. Правила проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от 22.12.2017 № 1703/пр): расчетная по вместимости площадь храма определяется как сумма площадей центральной части, трапезной части, хоров и приделов, предназначенных для размещения расчетного числа прихожан, за исключением площадей, занятых алтарем, солеей и утварью храма: киотами, подсвечниками и др.

6. По результатам обследования составляется акт, в котором содержатся все решения комиссии, которые должны быть приняты в пределах ее компетенции.

Акт обследования составляется в 2-х экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, он является приложением к паспорту безопасности объекта (территории).

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам, относящимся к ее компетенции, решение принимается большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии (в случае равенства голосов). Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования с указанием особого мнения членов комиссии.

7. В течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) на основании акта обследования разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории), форма которого приложена к постановлению.

Постановление предоставляет право руководителю комиссии уполномочить любое лицо на составление и подписание паспорта безопасности. Целесообразно, чтобы этим лицом был член (члены) комиссии, в частности, члены комиссии от религиозной организации и от уполномоченного органа.

Паспорт направляется на согласование органам, указанным в п. 24 постановления.

Согласованный паспорт утверждается председателем комиссии и направляется уполномоченному органу.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом на вокзале города Кветта в Пакистане [Патриарх : Послания]

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с муфтием Дагестана

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в храме при Московской городской Думе

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри» [Документы]

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»