13 января 2020 года в Духовно-культурном центре Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нур-Султане под председательством митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялось I заседание Межконфессионального совета традиционных христианских конфессий Республики Казахстан.
В заседании приняли участие: со стороны Православной Церкви — управляющий делами Митрополичьего округа, ректор Алма-Атинской духовной семинарии епископ Каскеленский Геннадий, благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), ключарь Успенского кафедрального собора города Нур-Султана протоиерей Димитрий Байдек; со стороны Римско-Католической Церкви — апостольский нунций в Республике Казахстан архиепископ Фрэнсис Ассизи Чулликатт, председатель Конференции католических епископов Казахстана, управляющий римско-католической епархией Пресвятой Троицы в Алма-Ате епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра, архиепископ-митрополит архиепархии Пресвятой Девы Марии в Нур-Султане Томаш Бернард Пэта, викарий архиепархии Пресвятой Девы Марии епископ Атаназиус Шнайдер, секретарь Апостольской нунциатуры в Казахстане священник Пшемыслав Август Левински, пресс-секретарь Конференции католических епископов Казахстана священник Петр Пытлованы; со стороны Евангелическо-Лютеранской Церкви — представитель Всемирной лютеранской федерации, архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в Казахстане Ю.Т. Новгородов, пастор Евангелическо-Лютеранской общины города Нур-Султана Жанибек Батенов.
После обмена приветствиями и поздравлениями с Рождеством Христовым и Новолетием участники совещания приступили к работе. Первым прозвучало выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Глава Митрополичьего округа представил краткий обзор истории христианских конфессий в Казахстане, после чего сделал акцент на актуальности подвигов страдальцев за Христа и Евангельскую истину: «Мученичество ради Христа, страдание за правду Божию — вот что объединяет наших предшественников, верующих различных конфессий, в Казахстане. Именно в страданиях представители разных христианских церквей обретают единство. Это единство заключено в пролитой за Христа крови. И сегодня, когда мы узнаем, как где-то в далекой стране уверовавший во Христа как в Бога и Спасителя человек был предан лютой казни — нам не придет в голову сомневаться в чистоте и праведности его жертвы. Доктринальные различия отходят на второй план перед этим благородным жертвенным порывом. Думается, что свидетельство об общем подвиге мучеников — это то, что в первую очередь должно объединять наших верующих перед лицом новых вызовов, обращенных как со стороны секулярного мира, так и со стороны приверженцев иных религий. В связи с этим — наше общее призвание заключено в том, чтобы не допустить новых страданий, уберечь нашу паству от экстремистских выпадов, от новых гонений. Прежде чем принять страдания, наши мученики выдержали борьбу с безбожной человеконенавистнической идеологией. Все преступления рождаются в голове. Прав Александр Солженицын: «Идеология — это она дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость злодею...». Перед тем как расстреливать, заточать в лагеря и тюрьмы, взрывать храмы и уничтожать святыни, идеологи воинствующего безбожия еще в самом начале XX столетия устраивали травлю священнослужителей и Церкви в свободной, якобы, печати, клеветнические компании, сопровождавшиеся глумлением надо всем, что было дорого и свято христианину. Поэтому пример мученичества прошлого века призывает нас быть во всеоружии, своевременно давать отпор, реагировать не только на дела, но и на слова тех, кто пропагандирует деструктивные идеологические взгляды, экстремистскую идеологию, в том числе и религиозно окрашенную».
В своем выступлении митрополит Александр коснулся темы духовного воспитания подрастающего поколения: «Сегодня человечество сталкивается с глобальными вызовами со стороны деструктивных религиозных учений, пропагандирующими ненависть, сеющих страдания, разрушения и страх. И фронт борьбы с этой античеловеческой идеологией, зачастую прикрывающейся религиозными лозунгами, очень часто проходит через души молодых людей. Все общество, в том числе представители традиционных религий Казахстана, должно приложить усилия для того, чтобы не допустить радикализации молодежи. В трудную минуту жизни молодому человеку необходимо оказать поддержку, протянуть руку помощи. Нужно учиться быть внимательным к окружающим, особенно к детям и подросткам. В этом — общая задача традиционных христианских конфессий. Если мы не сумеем окружить их заботой и попечением в критический момент жизни — за нас это сделают недобросовестные и злонамеренные люди. Важной задачей является изживание негативных явлений в обществе, таких как коррупция и социальная несправедливость. Молодежь чутко реагирует на несоответствие слов делу, ярких патриотических лозунгов и рутины повседневных острых проблем. Молодежь всегда жаждет правды и готова противостоять неправде. К сожалению, эту энергию и страсть молодого сердца опытные пропагандисты, одержимые духом злобы, могут направить в деструктивное русло. На молодежь делали ставку наиболее радикальные революционеры прошлого столетия и современные радикалы».
В слове главы Митрополичьего округа говорилось об особой ответственности руководителей традиционных конфессий в современном мире: «В истории Церкви важная роль всегда отводится религиозным лидерам. Предстоятель приходской общины и епископ епархии должны хорошо чувствовать современность, быть предельно чутким к совершающимся историческим процессам, видеть духовные опасности, подстерегающие людей на поворотах истории. Решения религиозного лидера должны быть направлены на то, чтобы в любой обстановке актуализировать непреходящие, вечные ценности, не позволять забывать о них, не допускать их искажения в общественном сознании. На духовных лидерах лежит несравненно большая ответственность не только за принимаемые решения, но и за каждое произнесенное слово. Сам образ жизни религиозного лидера является чрезвычайно важным. Не случайно проповедник христианства, святой апостол Павел, делился со своими собратьями опасениями: «чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27)».
В завершение выступления митрополит Александр выразил надежду, «что Христианское межконфессиональное совещание представителей традиционных церквей Казахстана, равно как и регулярные встречи на разных уровнях, позволят расширить наше сотрудничество в образовательной сфере, помогут согласовывать совместные заявления в публичной сфере, вырабатывать единую позицию перед органами государственной власти по ряду актуальных проблем».
«Мы осознаем историческую ответственность, которая лежит сегодня на людях веры, представителях христианских конфессий Казахстана. Мы призваны и защищать, и продвигать перед лицом секулярного общества и представителями иных религий согласованную христианскую позицию, в которой будет предложен ответ на наиболее важные вопросы, стоящие перед человечеством. Эта позиция основана на откровении Священного Писания и Предания древней неразделенной Церкви, вытекает из опыта духовной жизни христиан», — отметил архипастырь.
С рассуждениями на тему актуальных вопросов религиозной жизни в стране и роли христианского свидетельства в условиях современности выступили представители католицизма и лютеранства.
Обсуждались предложения и проекты, связанные с сохранением в обществе духовно-нравственных ценностей и развитием сотрудничества между традиционными христианскими конфессиями Казахстана в области образования, просвещения и благотворительности.
Участники встречи отметили необходимость поддержки идей, определенных лидером нации Н.А. Назарбаевым и президентом Казахстана К.-Ж.К. Токаевым в отношении развития конструктивного диалога между традиционными конфессиями страны и руководством республики для противодействия экстремизму и радикализму, и упрочению в казахстанском обществе братолюбия и добрососедства между последователями различных религий и представителями разных этнических групп.
По результатам первого заседания был подписан итоговый документ.
Митрополичий округ в Республике Казахстан/Патриархия.ru