Начало XIX века. Эпоха патриотического подъема, а затем и Народной войны 1812 года подарила русской истории новых героев. Но неслучайно именно тогда русские люди впервые обратились к примерам героев нижегородского прошлого.
В Москве и Нижнем задумались об увековечении подвига славных сыновей России. И если в XVII или XVIII веке это мог быть только храм, крест или часовня, то новый век принес новые формы — монументы.
Идея создания памятника спасителям России буквально витала в воздухе. В 1803 году скульптор И.П. Мартос по своей инициативе создал модель памятника и представил ее на выставке в Академии художеств. Этот первый вариант совсем не похож на тот, который сегодня стоит на Красной площади. Но официальное решение о памятнике было принято лишь в 1808 году, по ходатайству земляков Минина. Император высоко оценил инициативу нижегородцев и «повелеть изволил, чтобы различные художники занялись составлением программ для столь славного монумент». Над проектом трудились несколько скульпторов, среди которых был и И.П.Мартос. Именно его работа была удостоена Высочайшего одобрения.
Интересно, что и конкурс проектов, и последовавшая за ним 1 января 1809 года Всероссийская подписка по сбору средств, адресовались Нижнему Новгороду. Но памятник оказался настолько хорош, что постепенно и Царь, и скульптор изменили свое мнение в сторону Москвы.
20 октября 1811 года Александр I подписал рескрипт о начале работы над монументом, но не в Нижнем Новгороде, а в Москве. Но грянул 1812 год.
После победы над Наполеоном снова поднимается вопрос о памятнике героям ополчения 1612 года. Теперь все, даже нижегородцы понимают, что он должен находиться на Красной площади в Москве. В Москве, «которая была театром великих дел Минина и Пожарского». Памятник должен был стать символом восстановления столицы, сгоревшей после вторжения Наполеона.
20 февраля 1818 года монумент Минину и Пожарскому работы Мартоса торжественно, в присутствии Императора Александра I был установлен на Красной площади. В Нижнем же было решено поставить скромный обелиск на Кремлевском откосе.
Решение об установке в Нижнем Новгороде гранитного обелиска в честь Минина и Пожарского «с изображением сих великих мужей» было принято еще в 1811 году, но к его реализации приступили только в 1818-м, когда старший брат обелиска — «нижегородский» памятник Минину и Пожарскому — уже стоял на Красной площади.
В 1825 году проект, выполненный Мартосом в содружестве с архитектором Мельниковым, был одобрен Императором Николаем I и передан на исполнение. Торжественная закладка состоялась летом 1826 года. А 5 сентября 1827 года в Нижний Новгород из Карелии для памятника доставили пятнадцать гранитных блоков.
На постаменте укреплены два бронзовых барельефа, сама композиция изображений повторяется дважды: на одном барельефе — бюст Минина, на втором — Пожарского. Над каждым из них крылатые богини (или гении победы, так их еще называли) держат лавровый венок.
Обелиск установили в кремле в августе 1828 года около строящегося кремлевского храма — Успенского. Этот собор проектировался по заказу нижегородской помещицы М. А. Мертваго в память о муже-поручике, погибшем в войне 1812 года, а также всех тех, кто пал, сражаясь за Отечество.
Место обелиска — на бровке откоса, откуда открываются великолепные виды на Стрелку и заволжские дали. Этот уголок, полюбившийся нижегородцам для прогулок, впоследствии расширится и получит название Мининский сад. Его посещали все известные гости Нижнего Новгорода, начиная с членов Императорской фамилии.
В это время территория кремля начинает приобретать в глазах нижегородцев особое значение. Обелиск превращает ее в главное место, связанное с Мининым и историей ополчения. Облеченный в бронзу, ставший государственным символом, гражданин Минин постепенно «переселяется» из посада в кремль. Вот тогда-то историки и вспоминают о пожалованном Кузьме Минину доме и о его гробнице в кафедральном соборе.
Патриархия.ru