28 января 2020 года в Гильдии храмоздателей в Москве в рамках работы направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских чтений состоялись конференция и практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов» для епархиальных практикующих церковных архитекторов, настоятелей и старост строящихся храмов, строителей и попечителей.
Организаторами мероприятий выступили Совет по церковной архитектуре при Союзе архитекторов России, Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата и Гильдия храмоздателей.
Конференцию и практикум возглавили председатель правления Гильдии храмоздателей, заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры А.А. Анисимов и руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Андрей Юревич.
Среди участников были епископ Глазовский и Игринский Виктор, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, вице-президент Российской академии художеств Е.Н. Максимов, председатель Комиссии по архитектуре культовых зданий Союза архитекторов России, автор нормативов СП по храмам М.Ю. Кеслер, профессор, член Союза архитекторов России Д.В. Пшеничников, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в г. Минске (Белоруссия) Д.А. Остроумов, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Д.А. Борунов и др.
В ходе конференции обсуждались вопросы современного храмостроительства, архитектуры храма XXI века, конструктивных особенностей, каноничности в храмовой архитектуре и искусстве, современного подхода к иконографии и росписи храмов и другие актуальные проблемы церковного зодчества нового времени.
Открывая форум, А.А. Анисимов рассказал о Гильдии храмоздателей: «Эта организация существует уже более шести лет. Гильдия храмоздателей — результат объединения специалистов самого широкого профиля. Наша организация способна проектировать храмы от котлована до последней пуговицы диаконского облачения. Мы занимаемся просветительской деятельностью и поиском новых путей развития церковной архитектуры».
Протоиерей Андрей Юревич отметил, что нынешняя встреча проходит по благословению председателя Финансово-хозяйственного управления митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, председателя направления «Традиции православного храмостроительства» Рождественских чтений. Руководитель Архитектурного отдела ФХУ особо подчеркнул, что в настоящее время «храмовое строительство идет по всей России». «Строительство храмов возрождается и за рубежом. К нам за помощью в проектировании православных храмов обращаются из Венгрии, Турции, Сингапура, Индии», — сообщил священник.
«В последние годы в МАРХИ была образована кафедра "Храмовое зодчество", которая уже дважды выпустила специалистов, — продолжил протоиерей Андрей Юревич. — Студенты этой кафедры заряжены на перспективу. Совет по храмовой архитектуре образован и в Союзе архитекторов России. Гильдия же храмоздателей — это такой союз ремесленников по типу союзов эпохи Возрождения. Это свободная организация, в которой мастера вместе решают вопросы современной храмовой архитектуры, помогают друг другу находить заказы и их реализовывать. В Гильдию входят архитекторы, иконописцы, ювелиры, скульпторы, искусствоведы и критики. Гильдия также берет на себя просвещенческую функцию. Не секрет, что сегодня за проектирование храмов часто берутся новички. То есть люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной архитектуре, хотя при этом могут быть заслуженными архитекторами, которые всю жизнь строили светские здания. И наша задача научить, осветить путь этим начинающим проектировщикам, передать им наши знания и опыт».
Председатель правления Гильдии храмоздателей напомнил, что в храмовом строительстве помимо сложностей, связанных с выбором профессионального архитектора, существует множество иных проблем: это и небольшая территория участков, выделяемых под строительство, и огромное количество градостроительных ограничений, и множество коммуникаций, которые нередко сразу в нескольких местах перерезают приходские земли, красные линии и зеленые насаждения. Конечно, это и экономические проблемы, отсутствие финансирования, скромность средств. А.А. Анисимов попросил настоятелей заранее оговаривать бюджет. При этом он обратился особое внимание на то, что деньги нужны не только на проектирование и строительство, но и на дальнейшую эксплуатацию здания храма. То есть если приход стеснен в средствах, не стоит возводить высокие храмы, которые в будущем будет сложно обслуживать. Архитектор также выразил уверенность в том, что храмы следует строить из натуральных материалов — дерева и кирпича, также необходимо проектировать внутреннее убранство и декор параллельно с разработкой архитектурного проекта, чтобы иконописцы с архитекторами сразу создавали определенную стилистику всех решений.
Архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» остановился на богословском аспекте храмового зодчества. Он говорил о том, что современные мастера всегда должны помнить, что истоком, первообразом церковного искусства является мир духовный. Д.А. Остроумов согласился с протоиереем Андреем Юревичем в том, что в наше время храмы зачастую проектируют светские архитекторы и таким образом происходит обмирщение храмовой архитектуры. «В зданиях современных церквей мы порой хоть и видим внешнюю атрибутику: купол, крест и т.д., но сама суть, духовный смысл теряются». «Ведь храм — это многозначный символ, связывающий мир дольний с миром горним. Это камень, на который Иаков возлил елей. Камень, который стоит на земле, но своим истоком восходит к небу. Этот смысл важно воплощать в архитектуре храма. Как и символическую связь человека, Церкви и всего мироздания. И все эти смыслы оживотворяются в Литургии. Храм видится как мост между временным пребыванием человека здесь, на земле, и вечностью».
«Храм также является концептуальным пространством, будучи совершенно определенной частью нашего земного пространства, он вмещает в себя весь космос, все мироздание. В храме присутствует иное течение времени. Когда священник провозглашает "Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков", происходит разрыв времени, наступает время вечности. Об этом говорил известный русский богослов. Таким образом, в храмовой архитектуре речь идет об ином времени и об ином пространстве. В храмовой архитектуре важно передавать присутствие Бога здесь и сейчас. Сама форма храма (своды, купол) символизирует устремленность вверх, откровение, открытие духовного мира человеку», — продолжил архитектурный руководитель мастерской «Прохрам».
По словам Д.А. Остроумова, красоты росписи, декора и т.п. в храме не должны быть «самодовлеющими», все внутреннее пространство и убранство храма призваны «помогать душе переходить от образа к первообразу».
Архитектор согласился с мнением А.А. Анисимова о том, что проект декора, иконостаса, икон, церковной утвари необходимо разрабатывать вместе с архитектурой храма. «Часто бывает: храм сдается, и тут начинается приходское творчество. Один такую икону принес, другой — свою, и в итоге разрушается вся композиция».
К идее о совместном и единовременном творчестве художников с архитекторами и строителями сводились выступления художника Анны Верди и Валентина Борисенко, руководителя Мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей. В своих сообщениях они подробно рассмотрели особенности проектирования и исполнения внешнего и внутреннего декора храма.
Архитектор Д.В. Пшеничников рассказал об опыте храмостроительства и работе с бетоном на примере храма Всех святых в Страсбурге (Франция), который был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 26 мая 2019 года.
После небольшого перерыва состоялась практическая часть форума. Гости разбились по группам, каждый смог выбрать интересующую его тематику: от мозаики до вышивки.
Финансово-хозяйственное управление/Патриархия.ru