2020 год объявлен в России Годом Антарктиды — 200 лет назад материк был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В 2016 году в Антарктике побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О своих впечатлениях от этой поездки и о духовном значении Антарктики для мирового сообщества Святейший Владыка рассказал в интервью Екатерине Грачевой, показанном накануне в эфире телеканала «Россия 24».
«Хотя красок в Антарктиде мало, в основном белые и черные, но впечатления очень яркие. Это особое место, оно не может не производить впечатление — в первую очередь, конечно, удивительной природой», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.
Особую радость Его Святейшества вызывает тот факт, что все мировое сообщество взаимодействует в Антарктике без каких-то заметных конфликтов: «там не размещено никакого оружия, нет никакого противоборства, но люди перед лицом величия природы тесно работают друг с другом».
«Если кто-то попадает в беду, никто не спрашивает, какой национальности этот человек, все идут ему помогать. Эта особая атмосфера сотрудничества, взаимодействия, некоего антарктического братства, конечно, произвела на меня очень хорошее впечатление», — добавил Патриарх Кирилл.
Именно в таких местах, где человек столь явственно нуждается в помощи Божией, особо важно присутствие Церкви — «среди тех, кто проходит через сложные жизненные обстоятельства и риски», подчеркнул Святейший Владыка.
«Духовная поддержка для людей, находящихся в экстремальной ситуации, важнее любой другой, — убежден Предстоятель. — Конечно, Антарктида является таким континентом, таким местом, где духовная поддержка для людей очень важна».
По словам Его Святейшества, возведение храма в Антарктике продолжает традиции русского Православия. «Неслучайно и у Беллинсгаузена, и у Лазарева на борту их судов были священнослужители. Вы упомянули имя иеромонаха Дионисия, инока Александро-Невской лавры, который действительно первым из духовенства в 1820 году подступил к земле — лучше сказать, ко льдам Антарктиды. Все это было очень естественно, потому что не плавали русские корабли без священников. Но и сейчас это естественно, потому что вера православная живет в сердцах наших людей, в том числе тех, кто осваивает Антарктиду», — подчеркнул Святейший Владыка.
«Пребывание в Антарктиде требует очень большого напряжения сил. Поэтому опора на молитву, опора на помощь Божию очень естественна, — продолжил Патриарх. — Присутствие храма, присутствие священнослужителя — не просто логическое продолжение всего того, что было в нашей истории, когда Церковь сопровождала сынов нашего Отечества в самых тяжких обстоятельствах, в том числе военных и прочих, но еще и ответ на реальную потребность людей. Если бы не нужен был священник, не нужен был храм в Антарктиде, то он никогда бы и не появился».
Предстоятель с удовлетворением констатировал, что договор об Антарктиде 1959 году положил надежное основание плодотворному международному сотрудничеству на континенте, которое поддерживается до наших дней.
«Думаю, очень большую роль играет понимание того, что Антарктида — совершенно особое место на планете, и нарушить режим, который определяется договором, — режим сохранения этой уникальной природы — ни у кого рука не поднимается. Дай Бог, чтобы как можно дольше ни у кого не возникал соблазн использовать Антарктиду в утилитарных целях, которые могли бы привести к нарушению существующего там порядка», — заявил Святейший Владыка.
«А порядок действительно удивительный. Это какой-то отблеск Божиего Царства. Я уже об этом говорил — и люди, и пингвины, и удивительные просторы Антарктиды находятся в каком-то гармоничном взаимодействии. В первую очередь, незаметен человеческий грех, который словно подавляется силой и красотой природы, а также необходимостью помогать друг другу для того, чтобы выживать в этих условиях», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси