18 марта 2020 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь торжественно отметили 30-летие второго освящения Иоанно-Предтеченского скита.
Накануне в храме Казанской иконы Божией Матери, где пребывают мощи строителей скита преподобных Моисея и Антония (Путиловых), были совершены великое повечерие и утреня с 1-м часом.
В праздничный день в храме Пророка и Предтечи Господня Иоанна наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид в сослужении скитоначальника игумена Тихона (Борисова) и братии скита в священном сане совершил часы, изобразительны и вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров.
За богослужением также молились настоятели подворий монастыря в Москве и Санкт-Петербурге архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и игумен Арсений (Мосалев).
В этот день оптинская братия также поздравила с тезоименитством первого наместника обители после возвращения ее Русской Православной Церкви — пребывающего на покое во Владимире митрополита Евлогия (Смирнова), принявшего на себя самый тяжелый труд первых лет восстановления монастыря.
День тезоименитства в этот день также отмечал епископ Можайский Леонид.
В завершение богослужения собравшиеся пропели многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и обоим владыкам-наместникам.
***
18 марта 1990 года, в Неделю Крестопоклонную, в Оптиной пустыни, недавно воскрешенной после шести десятилетий забвения, произошло знаменательное событие: был заново освящен Иоанно-Предтеченский скит — сердце обители, «станция на пути от земли к небу», как с любовью именовали его в прошлом оптинские насельники.
По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена скит с храмом святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, полтора месяца назад возвращенный обители, освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, впоследствии — Предстоятель Украинской Православной Церкви. Торжественный крестный ход во главе с владыкой Владимиром и наместником Оптиной пустыни архимандритом Евлогием (Смирновым) (впоследствии митрополит Владимирский и Суздальский) проследовал со святыми мощами и антиминсом из монастыря к скиту. С колокольни святых врат скита раздавался праздничный звон.
Краткая кинохроника тех лет запечатлела происходившее: светлые лица первых оптинских иноков, священнослужителей, паломников; еще редкий тогда и для большинства необычный церковный чин. И удивительное чувство: «здесь вновь всё совершается впервые», как сказал приснопоминаемый отец Василий (Росляков). В тот день была отслужена Божественная литургия, были совершены хиротонии, старшей братии были вручены церковные награды за труды по восстановлению монастыря.
В скиту началась монашеская жизнь под руководством скитоначальника, духовника Оптиной пустыни игумена Илия (Ноздрина) с более строгим, чем в обители, уставом, богослужениями в ночное время, закрытостью для паломников, с непрестанной молитвой и созиданием себя как храма Божия в чистоте сердца и души.
За годы советской власти скитские церкви были разорены, лишились глав, утратили многие свои святыни. Но сохранилось главное — дух «оптинского Афона», незримое молитвенное заступление великих старцев, помогавшее насельникам возрожденного Иоанно-Предтеченского скита.
Скит — сердце обители. Два столетия назад он был задуман святителем Филаретом (Амфитеатровым), в то время епископом Калужским и Боровским, как место уединенных подвигов по примеру древних святых отцов, спустя некоторое время проявился совершенно особый Божий замысел о нем. Господь собрал здесь не просто подвижников, настроенных на личное усовершенствование, но духовных учителей всей России. Преподобные старцы Оптинские воссоздали традицию, изначально бывшую основой иноческой жизни, и одновременно стали источником света и опорой для тысяч людей, совершавших свой путь среди мирских забот и искушений.
У каждого времени свои особенности. В настоящее время среди суеты и информационной перегруженности для монахов вновь целительной оказывается возможность сугубого уединения, сосредоточенности. Об этом напоминал недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря, что желание братии жить в скиту должно поощряться.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru