21 июня 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил панихиду по старейшему сотруднику ОВЦС А.С. Буевскому, почившему 9 апреля 2009 года. В этом году 21 июня исполнилось бы 100 лет со дня его рождения.
Панихида была совершена в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
За заупокойной службой молились заместители председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков).
Перед началом панихиды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Сергеевича Буевского, который всю свою сознательную жизнь отдал работе в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
Алексей Сергеевич работал в ОВЦС с момента его основания в 1946 году, работал при всех его председателях, начиная с приснопамятного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), затем при приснопамятном митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове), митрополите Крутицком и Коломенском Ювеналии (Пояркове), митрополите Минском и Белорусском Филарете (Вахромееве) и архиепископе (с 1991 года митрополите) Смоленском и Калининградском Кирилле, ныне Святейшем Патриархе Московском и всея Руси.
Но когда на должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата был назначен я, первым моим ответственным делом, к сожалению, стало отпевание Алексея Сергеевича, которое было совершено в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, где в молодости он был алтарником.
Служение Алексея Сергеевича проходило в трудные годы, когда наша Церковь находилась под полным контролем государства и деятельность Отдела внешних церковных связей особенно тщательно контролировалась, потому что его сотрудники имели дело с зарубежными странами, общались с представителями русской эмиграции, с представителями инославных конфессий. Это было время, когда Русская Церковь выходила из изоляции, в которой она оказалась в период перед Великой Отечественной войной, когда самые жестокие гонения обрушились на Церковь.
Великая Отечественная война и последующие годы восстановления принесли послабление гонений перед новой волной террора. 1946 год — время церковного возрождения. И вот именно тогда Алексей Сергеевич пришел в Отдел и стал ближайшим помощником митрополита Николая (Ярушевича). А весь "Отдел внешних церковных сношений", как он тогда назывался, состоял из нескольких человек: митрополита и его помощников. Такими скромными силами начинали внешнюю церковную деятельность Русской Православной Церкви.
Помимо официальных должностей, занимаемых в Отделе — сначала архивариуса, затем сотрудника Отдела, ответственного секретаря на протяжении долгих лет и, наконец, консультанта, — Алексей Сергеевич также служил своего рода связующим звеном между Отделом внешних церковных связей и государственными властями, которые контролировали Церковь через Совет по делам религий. В Совете по делам религий у Алексея Сергеевича были связи и он постоянно отчитывался о том, что происходит в Отделе и на внешнецерковном поприще.
Таковы были условия, в которых существовала в то время Церковь. В таких условиях приходилось нашим церковным иерархам налаживать контакты с русской эмиграцией, с Поместными Православными Церквами, с инославными конфессиями, с представителями иных религий.
Алексей Сергеевич внес выдающийся вклад в работу Отдела внешних церковных связей. Он был автором целого ряда публикаций в "Журнале Московской Патриархии", в других периодических изданиях. Его знали все сотрудники Отдела. Будучи уже в преклонных годах, он делился своим опытом с молодыми сотрудниками. Алексей Сергеевич оставил после себя обширную библиотеку, которую пришлось разбирать одному из моих заместителей. В ней нашлось немало ценных материалов и я надеюсь, что когда-нибудь этот замечательный архив будет описан и, может быть, часть его будет опубликована.
Сегодня мы совершим заупокойное поминовение Алексея Сергеевича. Будем молиться о том, чтобы Господь простил ему грехи, вольные и невольные, ведомые и неведомые, и сотворил ему вечную память».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru