2 июля 2020 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского Совета, прошла научная конференция «Церковь и историческая наука».
В ходе форума был затронут широкий круг вопросов, касающихся диалога Церкви и сообщества российских историков.
В конференции приняли участие: помощник председателя Издательского Совета, профессор исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова доктор исторических наук Д.М. Володихин; председатель братства «Радонеж» Е.К. Никифоров; председатель Историко-просветительского общества «Радетель», главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение», профессор Московского государственного института культуры доктор исторических наук С.В. Алексеев; доцент Московского государственного института культуры кандидат исторических наук О.И. Елисеева; член редколлегии журнала «Историческое обозрение» кандидат исторических наук Г.А. Елисеев; директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы А.А. Музафаров; писатель, победитель в учрежденном Издательским Советом литературном конкурсе «Новая библиотека» Н.В. Иртенина.
Открывая конференцию, митрополит Климент отметил важность изучения роли Церкви в отечественной истории. «К сожалению, от советского периода до наших дней в исторической науке во многом сохраняется неестественное деление на светскую историю и историю Церкви», — констатировал владыка. Он напомнил, что в разные эпохи слово Церкви оказывало значительное влияние на политику, общественную мысль, культуру и семейную сферу. «В экономическом плане Церковь нередко становилась новатором, вводившим передовые способы хозяйствования», — сказал архиерей. Он сообщил, что Русская Церковь хотела бы укрепить диалог с научным сообществом современной России, в частности, с историками-профессионалами. «Нам интересен и важен приток новых идей, знакомство с новыми ракурсами, под которыми изучается история России. Мы всегда рады сотрудничеству с крупными экспертами по истории социума, культуры, искусства. Церковь открыта для дискуссий, круглых столов, обсуждения проблемных вопросов отечественной истории», — отметил митрополит Климент.
Д.В. Володихин посвятил свой доклад христианскому персонализму как основе для метода «персональной истории» — направления в исторической науке конца XX — начала XXI столетия. По мнению докладчика, метод «персональной истории» является одним из самых перспективных направлений в современной исторической науке. «Сущность человека вне религии непознаваема и неформулируема. Следовательно, идеальный метод для персональной истории может быть изложен только в терминах веры. Христианская религиозная философия — единственная! — способна придать методу персональной истории необходимую глубину», — подчеркнул Д.В. Володихин.
С.В. Алексеев отметил, что понимание истории как единого всемирного процесса пришло вместе с христианством. Он также подчеркнул, что для церковных людей главное содержание истории — это действие Промысла Божия в мире. «Или, по словам блаженного Августина, главное в истории — это взаимодействие Града Земного и Града Небесного», — напомнил С.В. Алексеев. Е.К. Никифоров согласился с этой точкой зрения и подчеркнул, что для изучения истории важна христоцентричность.
О.И. Елисеева в ходе своего выступления рассказала, как сегодня преподается история в вузах и что интересует современных студентов. Она призвала российских ученых создавать свою методологию для изучения истории, не заимствуя подходы западных исследователей. Эту мысль поддержал Г.А. Елисеев, который отметил, что в мире постмодерна утрачено понятие истины, единая историческая наука распадается на различные направления. Лучшая для нее перспектива — создание подлинно христианской истории именно как науки. «Появление Христа — главное событие мировой истории», — заключил Г.А. Елисеев. А.А. Музафаров согласился с участниками конференции, что в высших учебных заведениях по-прежнему доминирует преподавание, основанное на устаревших идеологемах советского времени. «Наша задача создавать историческое знание в рамках церковной традиции», — отметил он.
Заключительный доклад на конференции сделала Н.В. Иртенина, затронувшая тему христоцентричности подлинной историографии. «Без ясного понимания того, что Творец истории — Бог, а человек в исторических процессах является Его сотворцом, что история вся проникнута метафизическими смыслами, нельзя до конца во всей глубине осознать события, происходившие, например, в отечественной истории, — татаро-монгольское иго, смуту начала XVII века, нашествие Наполеона в 1812 году, революции 1917 года, массовый террор советской власти против народа, тяжелейшую войну с нацистской Германией и нашу конечную победу в ней», — подчеркнула Н.В. Иртенина.
В ходе конференции прозвучало предложение сделать на радио «Радонеж» серию передач, посвященных теме «Церковь и историческая наука». Планируется, что диалог духовенства и представителей научного сообщества будет продолжен на круглых столах и семинарах, в том числе на форумах «Радость Слова».
Конференция в Издательском Совете прошла в рамках работы Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Издательский Совет/Патриархия.ru