Новый глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Феодор Лукьянов, назначенный на эту должность решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа с.г., дал эксклюзивное интервью РИА «Новости» (публикуется в сокращении).
— Поясните, пожалуйста, ваше недавнее высказывание о том, что государство должно вывести процедуру ЭКО из системы обязательного медицинского страхования, — почему?
— Я не знаю, благодаря каким волшебным аргументам финансирование ЭКО стало осуществляться в России за счет средств фонда обязательного медицинского страхования — то есть, за счет наших с вами, граждан России, средств.
Некоторые пропагандисты ЭКО от медицины дошли до того, что предлагают этот метод чуть ли не как инструмент демографической политики и повышения рождаемости. Отвечу цитатой главного педиатра России: «Сразу закладывайте деньги и на лечение детей-инвалидов», число которых у нас приближается к миллиону (по данным Союза педиатров России). Добавлю, что беременность после ЭКО — это беременность повышенного риска, при которой существенно увеличен риск неблагоприятных перинатальных исходов, а ведь истоки детской инвалидности примерно в 50% случаев лежат в перинатальном периоде.
Иными словами, поощряя ЭКО, мы получаем больных мам, больных детей с высокими рисками бесплодия, получаем больные поколения, все более зависимые от вспомогательных репродуктивных технологий.
Эксперты Патриаршей комиссии считают, что ставка на широкое применение методик ЭКО в качестве инструмента государственной демографической политики не оправдана, наносит серьезный ущерб интересам России и способна в перспективе существенно снизить оборонный потенциал страны. Сегодня ЭКО-клиники — это существующие за наш с вами счет коммерческие структуры. А когда законы коммерции получают приоритет в медицине, здоровье пациентов уходит на второй план. Надеюсь, наш Президент инициирует пересмотр этой политики, ведущей к уничтожению репродуктивного потенциала нашего народа.
— Вы упомянули суррогатное материнство, вопрос об ограничении которого в России недавно стал вновь обсуждаться. Каково ваше отношение к этой практике?
— Суррогатное материнство — это совершенно аморальная и недопустимая для верующего человека практика. Это безнравственный бизнес, прикрывающийся якобы помощью бесплодным. Эта практика ориентирована на получение прибыли и в основном на экспорт.
А вот демографическую ситуацию суррогатное материнство только ухудшает. Ведь на самом деле женщины фактически продают свое здоровье, а если рожают «некачественного» ребенка, то «клиент» часто отказывается, и ребенок-инвалид остается на попечении матери… Суррогатное материнство наносит непоправимый ущерб женскому здоровью, возлагая лечение всех возможных последствий для женщин, выступивших в качестве суррогатных матерей, на отечественный бюджет.
Практика суррогатного материнства запрещена во многих странах мира (например, в Германии, Италии, Китае), противоречит политике Президента Российской Федерации по улучшению репродуктивного здоровья и нарушает базовые права ребенка на жизнь в родной семье.
Разделение биологического и социального материнства может привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным глубоким психологическим конфликтам.
— А «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви дают однозначную оценку этому явлению?
— Да. В «Основах…» о суррогатном материнстве так прямо и написано: оно «противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе», так как «предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности».
Уже в текущем году мы были свидетелями криминальной хроники: обнаружения двух «ферм суррогатных матерей» — квартир с женщинами, которых использовали в качестве «гестационных курьеров», а говоря простым языком, с помощью методов ЭКО использовали их тело для «производства» детей на продажу. В результате рождались (или умирали, как было в первом случае в Одинцово) дети на заказ для иностранных граждан. Налицо торговля детьми, эксплуатация женского тела для получения коммерческой прибыли. Настоящий и неприкрытый криминал, который должен быть безусловно запрещен.
Кстати, где наши знаменитые феминистки, защитницы прав женщин? Они появляются в СМИ только тогда, когда Церковь пытается ограничить возможность для женщин причинять себе вред путем совершения аборта по желанию (не по медицинским показаниям). Так получается, что Церковь и медицина гораздо больше озабочены материнским здоровьем, чем эти псевдозащитницы женских прав, отрабатывающие зарубежные гранты.
В отношении организаторов этих «суррогатных ферм» возбуждено уголовное дело по статье «торговля людьми». Главное публичное лицо суррогатного материнства в России, господин Свитнев, находится в федеральном розыске. Разве не понятно, что подобная практика — самая настоящая торговля детьми?
Совершенно согласен со словами вице-спикера Государственной Думы ФС РФ Ириной Яровой о том, что Россия не может и не должна быть страной-инкубатором суррогатного материнства для иностранных граждан. Патриаршая комиссия приветствует все шаги законодательной власти к ограничению и совершенному устранению этой порочной и пагубной для общества практики.
— А в целом: какие семейные проблемы сегодня главные, почему и как Церковь может помочь их решить?
— Распад семей, оскудение любви и жертвенности в отношениях, восприятие в обществе многодетности как исключения, а не как нормы, эпидемия абортов и проабортного мышления. Это те кризисные явления, которые общество способно преодолеть лишь вместе, всем миром, с опорой на голос Церкви Христовой как совести общества. Этот голос не всем приятен, он часто звучит диссонансом с голосом «мира сего», с его гедонистическими, разрушительными для личности установками. Но совесть на то и совесть, чтобы поднимать общество с колен, склоненных перед страстями и пороками, освободить его от рабства греху и напоминать человеку о его Небесном Отечестве.
— Если специально для этого была создана Патриаршая комиссия, то что конкретно ей удалось за прошедшие годы?
— Протоиерей Димитрий Смирнов, который создал Комиссию, сделал на этом поприще очень много. Все знают яркие высказывания отца Димитрия. Но не всем известно, что он создал и поддерживает несколько замечательных детских приютов, где дети чувствуют себя как дома. Именно под его началом еще в конце 80-х годов в нашей стране началось движение в защиту жизни ребенка до рождения.
Благодаря усилиям православной общественности была введена «неделя тишины», обязательное психологическое консультирование кризисных беременных, изменены критерии живорождения. Миллионы листовок, тысячи дизайн-макетов социальной рекламы, методические материалы центра «Жизнь» спасли и спасают тысячи маленьких жизней.
Патриаршая комиссия одной из первых выступила за снятие с повестки дня лицемерного Закона о семейно-бытовом насилии. Одной из его целей было отнять у российских родителей право быть воспитателями своих детей.
Эксперты Комиссии участвовали в подготовке Концепции государственной семейной политики России и Стратегии развития воспитания в РФ. Благодаря этой работе в документах нашли отражение вопросы, связанные с защитой семей и прав родителей.
— Почему в нашей стране столько разводов? И как здесь обстоит ситуация в Русской Православной Церкви, среди ее прихожан, — там более крепкие семьи?
— Разводы — это следствие неспособности одного или двоих супругов выйти за пределы себя, полюбить не свое отражение в другом человеке, а самого этого человека, таким, каким он задуман Богом. Вал разводов означает не только кризис веры в Бога, но и кризис веры друг в друга, кризис способности к взаимной жертвенной любви.
Этому, конечно, способствует малодетность, культ себялюбия и искоренение культуры владения собой, которая органично присутствовала в традиционном русском христианском воспитании.
Поэтому, естественно, более крепкие и счастливые семьи создают верующие люди, готовые бороться за свое счастье. Но бороться не с ближним, а с собственными страстями и пороками. Несомненно, среди верующих людей процент счастливых браков значительно выше.
Вынужденная изоляция оставила семьи наедине с собой. По идее, от этого брачные узы должны только окрепнуть. И окрепли, но не у всех. Эпидемия здесь лишь следствие, а не причина. В День любви и верности давайте разберемся — почему число разводов может вырасти после карантина?
— В чем вы видите свою задачу как председателя Комиссии? Каких новых инициатив ждать от Церкви в области защиты семьи?
— Вижу свою задачу в том, чтобы деятельность Патриаршей комиссии была шире представлена в регионах. Особое значение имеет сегодня повышение пастырской компетентности в такой пограничной области между правом и медициной области, как биоэтика. Для епархий у нас существует программа пастырских семинаров по самым актуальным биоэтическим вопросам, с которыми сталкиваются священнослужители, особенно городские, в повседневной практике. В частности, это вопросы ЭКО, покупки и продажи яйцеклеток, суррогатного материнства и другие.
В этой связи Комиссией издан сборник «Православие и проблемы биоэтики». Он подготовлен совместно с Церковно-общественным советом по биомедицинской этике, куда входят авторитетные эксперты в области медицины, права, теологии. Эта монография может быть широко использована в качестве практического пособия для пастырской практики. Речь идет не только о методической помощи епархиальным комиссиям, но и о сотрудничестве с общественными организациями.
Особое внимание в работе Комиссии будет уделено также взаимодействию с парламентариями по законопроектам в сфере семейных отношений, материнства и детства. Будем разрабатывать предложения по поддержке отцовства, улучшению положения женщин и многодетных семей, укреплению института семьи, стимулированию рождаемости и профилактике абортов.
Кстати, говоря о сотрудничестве с государством, — у нас есть замечательный проект «Формирование в школьной и студенческой среде положительного восприятия базовых семейных ценностей: рождения, брака и многодетной семьи». Это серия трехдневных просветительских мероприятий для старших школьников и студентов вузов. Так что приглашаем региональные администрации и все заинтересованные ведомства к сотрудничеству.
РИА «Новости»/Патриархия.ru