По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ответ на приглашение митрополита Люблинского архиепископа Станислава Будзика председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим принял участие в VI Конгрессе христианской культуры, который прошел 15-16 октября 2020 года в Католическом университете Люблина (Польша) и собрал представителей Римско-Католической Церкви, Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви из Польши, Германии, Швейцарии и других стран. В этом году тема Конгресса была обозначена как «Пространство диалога. Христианская инспирация культуры встречи».
Приветствуя гостей и участников конгресса, ректор Католического университета Люблина священник Мирослав Калиновский подчеркнул, что организаторы мероприятия особенно рады видеть представителя Московского Патриархата, приехавшего, несмотря на сложные обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса.
Среди почетных гостей на конгрессе присутствовал иерарх Польской Православной Церкви архиепископ Люблинский и Холмский Авель.
В рамках мероприятия прошла торжественная церемония по случаю нового учебного года в Католическом университете Люблина, а также состоялось награждение званием доктор honoris causa кардинала Курта Коха, председателя Папского совета по содействию христианскому единству.
В ходе панельной дискуссиии «Церкви в диалоге» епископ Истринский Серафим выступил с докладом на польском языке на тему «Межхристианский диалог как поиск ответа на современные глобальные вопросы». Архиерей коснулся темы пандемии, которая сейчас волнует весь мир: «Поскольку межхристианский диалог — это диалог о миссии Церкви, то он предполагает детальное обсуждение всех позитивных и негативных, с христианской точки зрения, последствий кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса. Очевидно, что время от времени вводимые сегодня рестрикции, связанные с ограничением прямого общения, посещения храмов и участия в богослужениях, переход на дистанционное обучение, закрытие государственных границ и прочее — есть негативный феномен. Однако сам по себе переход в этой кризисной ситуации в режим онлайн является необходимой, хотя и недостаточной компенсацией. В то же время важно, чтобы современный молодой человек не утратил потребности в живом общении, реальном участии в Евхаристии и церковной молитве, личной встрече с духовным отцом, преподавателями, друзьями. Дистанционный формат контактов не может заменить диалог лицом к лицу».
Владыка отметил рост волонтерского движения среди молодежи: «С одной стороны, ограничения на непосредственное физическое общение привели к еще более интенсивному присутствию молодых людей в виртуальном пространстве Интернета, которое и до того, порой, было излишним. С другой стороны, как видно на примере России и других стран, введенные рестрикции вполне позитивно сказались на развитии волонтерского движения среди молодых людей, многие из которых в сложившейся ситуации с радостью откликнулись на призыв оказывать помощь пожилым и нуждающимся».
Также епископ Истринский Серафим особо подчеркнул роль технологий в сложившейся непростой ситуации: «Очевидно также и то, что удаленные формы обучения убедили многих студентов в исключительной ценности личного общения с преподавателем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие технологий способно отчасти компенсировать негативные последствия кризисов. В свою очередь, негативные последствия развития технологий могут быть ограничены, если современное поколение будет поддерживать и развивать в себе предусмотрительность, этическое чувство и ответственность за судьбу завтрашнего дня».
Обращая внимание на исключительную важность и ценность диалога как культурно-социального феномена, владыка отметил: «Глядя на сложные политические события в разных точках мира, сегодня все чаще возникают опасения того, что пандемия может ко всему прочему стать также предметом манипуляций, посредством которых люди будут все больше отдаляться друг от друга. К сожалению, уже сейчас видны отчетливые признаки того, что тенденции на сближение и взаимопонимание различных народов, культур и стран сменяются трендами на обособленность, закрытость, возведение новых барьеров, стремление увидеть сучок в глазу своего брата при отсутствии желания почувствовать бревно в своем глазу (Мф. 7:3-5). В нынешних условиях принципиальное значение имеет сохранение и развитие культуры живого диалога как формы взаимного познания и понимания. Межхристианский диалог, имеющий свое основание в евангельской заповеди о любви к ближнему и единстве, обладает большим полезным потенциалом, развивая который, христиане разных исповеданий призваны противодействовать возведению новых стен как между собой, так и всеми людьми доброй воли».
В завершение архиерей призвал вывести искусство диалога на новый уровень, строя его на принципах любви и смирения: «Следует признать, что сама идея диалога в наши дни подвергается сомнению. При формальном наличии полифонии в современном мире различные люди и сообщества перестают слушать и слышать друг друга. На первое место выходит эгоистичный монолог, порой неуравновешенный и крикливый. Культура диалога переживает явный кризис. Во многом всем нам, христианам, нужно обновить свою способность слышать друг друга и вести диалог не по принципам светской дипломатии, а на основе евангельской любви. Что для этого необходимо? В первую очередь, взаимоуважение и доверие. А откуда они могут взяться? От нашего общего фундамента — христианской веры, от осознания того, что все мы — представители Востока и Запада — прежде всего являемся братьями во Христе, и лишь потом — носителями социальных, политических, экономических и иных различий. Для того чтобы проявить христианскую солидарность, необходим диалог, живое общение и сотрудничество. Причем важно повышать качество общения и быть готовыми разговаривать с теми, с кем это делать трудно. Межхристианский диалог — это замечательный инструмент, который помогает достичь христианской солидарности и дать миру ответ на глобальные вызовы современности. Но сделать этот диалог эффективным возможно только при условии подлинной любви, терпения и внутреннего смирения».
Также в ходе конгресса состоялась встреча епископа Истринского Серафима с архиепископом Станиславом Будзиком и ректором Католического университета Люблина священником Мирославом Калиновским, в ходе которой стороны обсудили возможные перспективы православно-католического взаимодействия в деле христианской молодежной миссии. Владыка отметил, что хорошей почвой для этого являются идеи, заложенные в совместном послании к народам России и Польши, подписанном в 2012 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Конференции католических епископов Польши архиепископом Юзефом Михаликом.
На следующий день, 17 октября, епископ Истринский Серафим посетил резиденцию митрополита Люблинского архиепископа Станислава Будзика и кафедральный собор в Люблине. Архиепископ Станислав Будзик провел для гостя экскурсию, рассказал об истории города и местной католической епархии, а также познакомил с достопримечательностями Люблина.
Синодальный отдел по делам молодежи/Патриархия.ru