24-25 ноября 2020 года в Нижегородской духовной семинарии прошла Всероссийская научно-богословская конференция «Восток и Запад в духовной культуре России: диалог и противостояние (от Александра Невского до наших дней)».
Конференцию провела Нижегородская духовная семинария совместно с Институтом международных отношений и мировой истории при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви. В форуме приняли участие церковные и светские ученые, преподаватели и студенты духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов.
Как пояснил проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов, это уже третья по счету научно-богословская конференция, устраиваемая в стенах этого образовательного учреждения в таком масштабе. Участники нынешнего форума исследуют в своих работах цивилизационный выбор, который был сделан святым благоверным князем Александром Невским, и то, как этот выбор отразился на истории и духовной культуре нашей страны. «Запад был для Руси в какие-то годы противником, в какие-то годы учителем, но так или иначе он сыграл свою роль в истории русской духовной культуры. Цель нынешней встречи ученых и богословов — осветить плюсы и минусы этого западного влияния, поскольку эта тема снова актуальна сегодня», — подчеркнул Даниил Семикопов.
В начале пленарного заседания с приветствием к участникам обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященство заметил, что нынешняя конференция проходит в преддверии важной исторической даты — празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. По словам архипастыря, событие такого масштаба понуждает нас к рассуждению о жизненном пути нашей страны и нашего народа в перспективе истории, современности и будущего.
«Мы сегодня, как и 800 лет назад, снова стоим перед цивилизационным выбором: кто мы такие и для чего живем. Об этом надо не просто теоретически рассуждать, а, сканируя прошлое, посмотреть: где мы поступили неправильно, а где — мудро, заложив мощнейший вектор развития страны на столетия вперед, — сказал правящий архиерей. — Сегодня нам кажется совершенно понятным, как грамотно поступил Александр Невский, потому что мы видим его решение в перспективе времени. Но в далеком XIII веке внутри элиты не было единого мнения по отношению к сделанному князем выбору. Многие тогда считали совершенно справедливым дружить с богатой и культурной Европой, чем пресмыкаться перед жадными варварами-язычниками. Откуда у молодого князя взялись такие мудрость, мужество и целеполагание? Ответ один: он жил в Боге и сумел на свои нелегкие труды призвать благословение Господне».
Затем были заслушаны пленарные доклады, которые прозвучали в очном и дистанционном форматах.
Доктор философских наук, президент Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина Лев Шапошников посвятил свое выступление творческому наследию историографа Николая Карамзина, рассказав об эволюции его взглядов от либерального западничества к отечественному консерватизму. По словам спикера, Карамзин стал одним из первых философов, который поставил проблему «Запад и Восток в России». «В период конца 90-х годов XVIII века Карамзин был западником. В "Письмах русского путешественника" он говорит о том, русские отстали на шесть веков, поэтому должны напрячь силы, нагнать Запад и пройти тем же путем, — сказал Лев Шапошников. — Но по мере осмысления реалий Карамзин приходит к другим выводам. Он понимает, что рабское подражание, которое проявляется в языке и перемене традиций, в ориентации на материальные ценности, приводит к истощению народного духа, а вместе с этим и уважения к себе, и возможности сохранить статус великой державы. Карамзин переходит на позиции органического консерватизма и уже считает, что Россия должна развиваться на основе базисных ценностей». Президент НГПУ считает, что выводы Карамзина могут послужить примером для нас сегодня, когда мы снова стоим на пороге решения: по какому пути развиваться. «Линия развития с опорой на базисные ценности имеет перспективу, и власти все больше осознают плодотворность этого пути», — подчеркнул он.
Историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников рассказал о следах влияния Православия в Китае на основе трудов начальника 13-й Русской православной миссии в Пекине архимандрита Палладия (Кафарова), первого создателя китайско-русского словаря и транскрипционной системы. Изучая старинные китайские хроники, он обнаружил упоминание о русском полку в Пекинской гвардии, так называемой «Вечно верной русской гвардии» императора Вэнь-цзуна, которая оставила свой след в китайской истории и культуре.
Об истории превращения исторического спора западников и славянофилов во вневременное явление общественно-политической мысли рассказал на встрече кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Academia Kantiana Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Андрей Тесля.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов представил свое размышление о дискурсах, рожденных в рамках разделения Русской Православной Церкви, произошедшего после революции 1917 года. Ученый считает, что эта ситуация влияла не только на конфликты церковных институтов, но также и на формы осмысления своей истории, то есть на те дискурсы о нашей истории, которые формируются в рамках разделенных наций и разделенных Церквей.
25 ноября, во второй день работы конференции, состоялись заседания секций. Доклады участников будут опубликованы в «Трудах Нижегородской духовной семинарии».
Нижегородская митрополия/Патриархия.ru