Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Патриаршая проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом
Версия для печати
10 января 2021 г. 14:32

10 января 2021 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает имена близких по плоти Господу и Спасителю, его родственников. Во-первых, Иосифа Обручника, который для внешнего мира был Его отцом, — в действительности, как мы знаем, Его отцом Иосиф не был, но жил в семье, в которой возрастал Младенец Иисус. А поскольку первоначальное научение каждый ребенок получает в семье, а мальчики прежде всего от отца, то и Божественный Младенец, возрастая в человеческом разуме, получал первое научение от Иосифа Обручника.

Кроме святого Иосифа Обручника, мы вспоминаем сегодня Иакова, брата Божиего, первого епископа Иерусалимского. Иаков был назван так не потому, что был по плоти братом Господа и Спасителя, — он был Его двоюродным братом, сыном сестры Божией Матери Марии Клеоповой.

Этих людей, по плоти близких Спасителю и Его Пречистой Матери, мы сегодня вспоминаем. И, задумываясь о родственных отношениях, образец которых был явлен этой благочестивой семьей, мы, православные христиане, и сегодня должны задать себе вопрос: а как устрояется наша семейная жизнь? Действительно ли в нашей семье отец может прививать ребенку, кроме жизненных и трудовых навыков, как это делал благочестивый Иосиф, также навыки веры и благочестия?

Огромная ответственность ложится на отцов, особенно если в семье есть мальчики. А если отец самоустраняется от воспитания, то он предает свое призвание, он отказывается от самого главного. Нередко именно отцы, погруженные в каждодневные заботы, находясь на ответственной работе, относят воспитание детей на периферию своего внимания. Так вот, сегодняшний день учит нас: какими бы заботами ни был обременен отец, будь то государственные, производственные, научные, да и всякие другие, — никогда нельзя ставить на периферию своего внимания воспитание детей, потому что в детях отображается сам родитель или сама родительница. Все то доброе, лучшее, что есть, надо вкладывать именно в воспитание детей.

Если же этого не происходит, то родители предают самое важное свое дело — дело воспитания подрастающего поколения. В первую очередь именно в детстве, в юности человек более всего нуждается в родительском совете, в родительской поддержке, в родительской любви и одновременно в родительской строгости. Другими словами, сегодняшний день, когда мы прославляем еже по плоти семью Господа и Спасителя, напоминает нам об огромной ответственности, которую каждая семья несет за воспитание детей.

Мощное воздействие на сознание ребенка оказывают сегодня Интернет, телевидение, другие средства массовой информации и, конечно, общение вне дома. И если ребенок в младенчестве, в отрочестве воспитывается под контролем и особым вниманием родителей, то затем молодой человек или девушка оказывается вне дома, проводит много времени со своими знакомыми, с теми, с кем учится, с теми, с кем встречается, и, отдаваясь этому новому состоянию определенной свободы, нередко совершает непоправимые ошибки, которые очень часто оскверняют совесть и пятном ложатся на всю последующую жизнь — настолько, что с этими тяжелыми воспоминаниями долгие годы никак не возможно разделаться.

Вот для того чтобы это не происходило, родители и в последующие годы не должны отказываться от своей ответственности — правда, средства воспитания должны быть другими. Если в детстве и отрочестве требуется определенная дисциплина, а нарушение дисциплины влечет за собой некое наказание, меру которого определяют сами родители, то в старшем возрасте остаются лишь два средства. Первое — это сильная молитва родителей Господу о том, чтобы Он управил жизненный путь детей. А второе — это напряжение всех сил, умственных, нравственных, духовных, с тем чтобы без принуждения, правильными словами, а главное, любовью воздействовать на своих детей таким образом, чтобы оградить их от очень опасных, иногда смертельно опасных жизненных ошибок.

Воспитание Младенца Иисуса, Господа и Спасителя, в благочестивой семье Иосифа Обручника и Матери Его Марии, несомненно, отразилось на Его человеческом характере, на Его человеческих мыслях, на Его человеческом облике. Мы знаем, что в Господе Иисусе природа Божественная и природа человеческая соединяются неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно, то есть Человек остается Человеком, но никак не отрывается в личности от Божественного начала. И ведь человеческая природа Спасителя была прекрасна, как мы видим из Евангелия. Если говорить обыденным языком, Он был замечательным, чудным Человеком. А если бы этого не было, то какими бы сильными Божественными словами Он ни обращался к людям, вряд ли эти слова были бы усвоены.

Все, что закладывается в детстве, так или иначе проявляется в дальнейших годах жизни человека. Поэтому, наученные сегодняшним днем, родители в первую очередь должны еще и еще раз поставить перед собой вопрос: а все ли они делают правильно, все ли они делают для того, чтобы свое настроение, свой опыт жизни, свою веру в полной мере передать детям? И да поможет Господь всем нам, в первую очередь родителям, а также и детям, никогда не сходить с указанного Им жизненного пути — ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы, ни в старости. Пусть молитвы тех, кого мы называем родственниками Христа Спасителя, помогут укреплению любви и единомыслия в наших семьях, особенно в тех, которые хранят в сердце и в уме веру православную.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы