Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»
Версия для печати
5 февраля 2021 г. 12:28

3 февраля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Неоязычество и средний класс» выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград) Р.В. Шиженский.

Докладчик рассказал о генезисе неоязычества, социальном портрете сторонников неоязыческих идей, особенностях неоязыческого прозелитизма в России и современных тенденциях в этом течении.

Идеологическая основа неоязычества включает почвенничество (культ «корней», древних предков), радикальный национализм, эко-анархизм. По словам Р.В. Шиженского, среднестатистический представитель неоязыческой группы — мужчина в возрасте 31 года с законченным высшим образованием (в основном гуманитарным), принадлежащий к среднему классу (служащий, бизнесмен), проживающий в городах федерального значения. При этом данный индивид не состоит в структурированном религиозном объединении (общине, союзе). Количество неоязычников в России, по различным оценкам, составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

Современные формы неоязычества начали складываться в 1960-1970-х гг. и связаны с именем А.А. Добровольского (1938-2013). Добровольский принадлежал диссидентскому движению,  входил в НТС, подвергался репрессиям, был близок В. Буковскому, Ю. Галанскову, А. Гинзбургу, П. Григоренко, Г. Якунину. Занимался реконструкцией славянского язычества, разрабатывал его идеологию.

Что толкает людей к неоязычеству? При опросе представителей неоязычества они указывают на веру в рок (судьбу) и национальное самосознание («если я русский, я должен быть язычником»). При этом для членов неязыческих групп важны празднично-обрядовые мероприятия, идеи эскапизма и приобщения к фольклорной традиции (костюмы и пр.). Эклектически сочетаются идеи построения национально-ориентированного теократического «золотого века» и комплекс этнической ущемленности. Шиженский считает, что развитию неоязычества способствует ощущение отсутствия у русских собственной политической субъектности. Это приводит к идеям «реванша» язычества и попыткам построения собственного закрытого социума внутри страны. 

Сегодня неоязычество меняется и значительно отличается от примеров 1990-х годов. Появляются синкретические объединения: славяно-финно-угорское и славяно-германское смешение, идеи шаманизма. Расширяется география движения — если раньше неоязычество преобладало в регионах центральной России, то сегодня оно активно распространяется в Сибири. Кроме того, неоязычество встречает интерес в отдельных общественных группах — например, у казачества. Меняется само сакральное пространство — если раньше культовыми центрами в основном были так называемые «капища», то сегодня все чаще строятся неоязыческие культовые комплексы. В медийной сфере действуют онлайн-платформы, обсуждаются идеи преподавания неоязычества в школе. Развивается «правозащитная» работа, ведется мониторинг по данной теме, в том числе отслеживаются негативные высказывания в СМИ в отношении неоязычества. Таким образом, неоязычники активно используют арсенал современных средств защиты их интересов.

Вместе с тем, по словам Р.В. Шиженского, было бы неверно говорить о широком распространении неоязычества среди населения. Однако необходимо учитывать существование данных групп в обществе и их влияние на традиционные религии. Р.В. Шиженский отметил, что в социальных сетях и на иных медийных ресурсах фиксируются попытки неоязычников вступать в диалог с православными христианами в прозелитических целях. 

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 10 февраля. С докладом на тему «Литература и деньги» выступит В.В. Артемов.

***

Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория — привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях

В Сретенской духовной академии прошла конференция «Русское неоязычество: истоки, история, мифология и обряды»

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет учебник бакалавра теологии «Сектоведение»

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «Новые религии и новая религиозность»

В ОЦАД состоялся круглый стол по вопросам развития духовного образования при Святейшем Патриархе Кирилле

Всероссийская конференция «Мировоззрение российского школьного образования» состоялась в подмосковной православной гимназии святителя Василия Великого

В Москве состоялась научная конференция «Патриарх Сергий и его духовное наследство»

В Неделю 2-ю по Пасхе Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта выступил на конференции «Спорт и духовно-нравственное воспитание» в рамках форума «Россия — исламский мир»

При участии Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате проходит конференция «Философия религии на Востоке и Западе»

Представители Русской Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в Казани

Председатель Отдела внешних церковных связей прибыл в Казань и встретился с главой Республики Татарстан

Памятный знак в честь древнерусских монахов установили в Венгрии

Святейший Патриарх Кирилл направил поздравления Предстоятелям Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху 5 мая

Председатель ОВЦС принял участие в форуме религиозных лидеров в Азербайджане

Председатель ОВЦС прибыл в Азербайджан

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

Сестры Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии с открытым письмом в связи с давлением на обитель