24 февраля 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Церковно-политические идеи русского религиозного радикализма XVII-XX веков» выступил ученый секретарь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, руководитель миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин).
Как отметил докладчик, со времен обсуждения вопроса об ИНН, то есть с начала 2000-х годов, в церковной среде существуют идейные течения, обычно характеризуемые как радикальные. В настоящее время для таких течений характерны так называемые «ковид-диссидентство» и антипрививочные настроения. Одной из наиболее ярких фигур этого направления считается отлученный от Церкви Николай Романов.
Однако, по мнению игумена Виталия (Уткина), ни Николая Романова, ни других подобных алармистских активистов невозможно считать «религиозными радикалами»: «Современные священники-алармисты, зачастую превозносимые их окружением в качестве "старцев", не создали ни своей собственной полноценной экзегезы Священного Писания, ни литературной традиции. Взгляды их, как правило, сумбурны. Резко критикуя Священноначалие, они стремятся, тем не менее, непременно оставаться внутри Русской Православной Церкви. При этом для их биографий характерна тесная связь с представителями власти и бизнеса».
Как считает игумен Виталий, для изучения внутрицерковного алармизма необходимо сопоставить его с русским религиозным радикализмом XVII-XX веков. Дискурс русского религиозного радикализма начал формироваться еще до раскола в первые десятилетия XVII столетия, в движении иеромонаха Капитона. Генезис этих идей автор видит в некоторых крайних практиках северного монашества, когда не допускалось разговение даже на Рождество Христово и Пасху.
Для русского религиозного радикализма были характерны следующие идеи:
1. Представление об антихристе не как о личности, а как о совокупности апостасии (всеобщего отступничества). По словам игумена Виталия, «радикалы верили в коллективного, духовного антихриста, уже пришедшего и воцарившегося».
2. Государственная власть и все социальные институты рассматривались религиозными радикалами в качестве проявлений власти антихриста. С этим связано отвержение любых действий власти: переписей населения, взимания податей, рекрутских наборов, паспортов и т.д. Некоторые группы отвергали даже наличные деньги.
По вопросу молитвы за власть среди радикалов произошло разделение как в старообрядческом поповстве, так и в беспоповстве. Так, в поповстве так называемые «неокружники» и «необщинники» выступили против «Окружного послания» 1862 года и закона о регистрации старообрядческих общин 1906 года.
К русскому религиозному радикализму докладчик относит и некоторые внутрицерковные движения, такие как хлыстовство и скопчество. За малым исключением, хлысты и скопцы внешне с Церковью не порывали. Между тем, отрицая мир, церковную и государственную власть, они образовывали свои общины, объединенные образом «спасителя», непрерывно воплощающегося в лидерах группы.
Заметным проявлением русского религиозного радикализма игумен Виталий (Уткин) считает так называемые «картофельные бунты» 30-40-х годов XIX века. Их участники принадлежали к Православной Церкви, но видели в новой для России сельскохозяйственной культуре (картофеле) «антихлеб», то есть антипричастие.
Интересно, что в 1974 году в связи с переходом с буро-зеленых на новые советские красные паспорта среди ряда православных верующих ходил слух, будто бы «созрела» печать антихриста. Докладчик лично знал монахинь, которые на излете советского периода отказывались от паспортов или пенсий из-за «власти антихриста». Последние бегунские скиты существовали в лесах Томской области еще в 80-е годы XX века. Таким образом, дискурс русского религиозного радикализма сохранялся как во внецерковной, так и во внутрицерковной среде почти все XX столетие.
По мнению игумена Виталия (Уткина), ведя полемику против современного алармизма, необходимо опираться на анализ всей совокупности церковно-политических идей русского религиозного радикализма прошлого.
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 3 марта с.г. С докладом на тему «Секты и политика» выступит профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации О.А. Матвейчев.
Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).
Патриархия.ru