10 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Современные проблемы православной патрологической науки» выступил доцентр кафедры богословия Московской духовной академии кандидат философских наук, кандидат богословия П.К. Доброцветов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Ученый отметил, что патрология имеет триединый предмет исследования — это биографии отцов Церкви, их сочинения, а также их учение. Впервые термин «патрология» был использован протестантским теологом Иоганном Герхардом (1582-1637). Дореволюционный профессор из Киева С.Л. Епифанович (1886-1918) дал следующее определение: «Патрология есть наука, имеющая своей задачей историческое изучение развития церковной письменности и постепенного раскрытия в ней христианского вероучения, нравоучения и церковной практики». В связи с этим следует отметить, что патрология, сосредоточенная на творениях и учении святых отцов, очень важна и для других церковно-научных дисциплин: догматики, нравственного богословия, экзегетики и пр.
В православной патрологии приняты следующие критерии определения авторитета церковных писателей: личная святость, православность учения, признание Церковью. Последний критерий является решающим. Отцы Церкви обладают особым авторитетом, в их трудах сохраняется преемственность Священного Предания Церкви.
Историческое развитие патрологии началось в XVII веке и связано с полемикой между католиками и протестантами, а также развитием книгопечатания. Следует отметить, что в западном богословии в основном используется термин «патристика», который не совсем тождествен патрологии.
В России патрология развивалась с XIX века. Значимой вехой стало начало издания в 1821 году журнала «Христианское чтение» при духовной академии в Санкт-Петербурге. На основе духовных академий была начата системная работа по переводам святоотеческих творений и их изучению. К 1917 году русская патрологическая наука достигла значительных результатов, однако затем из-за революционных событий развитие данной науки в России замедлилось. В то же время значительный вклад в патрологические исследования внесла русская православная эмиграция, в частности, протоиерей Георгий Флоровский, протоиерей Иоанн Мейендорф, архимандрит Киприан (Керн), В.Н. Лосский, архиепископ Василий (Кривошеин) и др. Из зарубежных православных исследователей нашего времени можно отметить Я. Пеликана, Ж.-К. Ларше, Дж. Бэра, протоиерея Эндрю Лаут, из отечественных — недавно почившего А.И. Сидорова, митрополита Волоколамского Илариона, А.Р. Фокина, игумена Дионисия (Шленова) и др.
Докладчик также рассказал об особенностях протестантской и католической патрологии. Так, в протестантской патрологии прослеживается идея о том, что святые отцы изменили первоначальное христианство, к которому необходимо вернуться. Католические исследователи внесли большой вклад в перевод и издание трудов святых отцов — как греческих, так и латинских. В отличие от Православной Церкви, в католичестве «патрологическая» эпоха ограничена на Востоке преподобным Иоанном Дамаскиным, на Западе — Исидором Севильским. В Православии святоотеческая эпоха не имеет ограничения во времени, и святые отцы появлялись и в последующие эпохи.
П.К. Доброцветов отметил некоторые проблемы современной патрологии. Так, порой чрезмерное внимание уделяется спорным авторам, даже еретическим, в ущерб изучению наследия святых отцов. Также часто святых отцов изучают как своеобразных философов и исторических деятелей, а не выразителей Божественного Откровения. В современных исследованиях зачастую отсутствует понимание преемственности святоотеческого наследия, делается акцент на внешних (нецерковных) факторах, влиявших на святых отцов. Подвергается оспариванию принцип согласия отцов (consensus patrum). Значимой проблемой является недофинансирование патрологических исследований в России, разобщенность исследовательского сообщества.
Докладчик также отметил, что негативно сказывается влияние западной патрологии на российских исследователей, являющееся в том числе следствием обучения клириков Русской Православной Церкви в западных вузах, где они усваивают соответствующие подходы к изучению святых отцов, в духе релятивизма и экуменической открытости.
Более детально П.К. Доброцветов остановился на вопросах, связанных с авторством Ареопагитского корпуса, творениями преподобного Макария Египетского, преподобного Исака Сирина, святителя Григория Паламы.
Выступление П.К. Доброцветова продемонстрировало, что, несмотря на указанные проблемы, отечественная патрология продолжает развиваться.
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 24 марта.
Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).
Патриархия.ru