Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Министерство образования и науки спросит школьников, историю какой религии они хотят изучать

Министерство образования и науки спросит школьников, историю какой религии они хотят изучать
Версия для печати
11 марта 2009 г. 17:56

Минобрнауки РФ обратилось к регионам с просьбой узнать мнение школьников и их родителей, историю каких религий и в какой форме учащиеся хотели бы изучать в рамках образовательной программы «Духовно-нравственная культура», возможность введения которой сейчас обсуждается чиновниками и экспертами. Об этом сообщила РИА «Новости» начальник отдела департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства Татьяна Петрова.

В России уже несколько лет ведутся споры по поводу введения школьного предмета «Основы православной культуры». Его сторонники указывают на факультативность предмета и его культурологическую, а не миссионерскую направленность. Противники опасаются, что преподавание ОПК, преподносимое как светская дисциплина, на практике превратится в «Закон Божий». Также есть мнение, что этот предмет может затронуть права представителей иных религиозных конфессий и этим нарушить Конституцию РФ. Учитывая последний аргумент, Русская Православная Церковь в конце 2007 года предложила Минобрнауки ввести в школьный учебный план образовательную программу «Духовно-нравственная культура», частью которой и должны стать ОПК, а также предметы по истории других религий.

«В первую очередь, надо выяснить, каков запрос родителей и самих учеников на изучение этих предметов. В этой связи мы сейчас разослали по субъектам РФ инструментарий для таких опросов, чтобы выяснить в каждой школе, что бы хотелось родителям учеников и старшеклассникам знать, с чем они хотели бы познакомиться и чему научиться в этой области», — сказала Петрова.

По словам Петровой, после того, как будут собраны мнения старшеклассников и родителей учеников младше 14 лет, каждая конкретная школа и ее учредитель смогут определить, историю какой религии (например, православия, ислама или иудаизма) будут изучать ее ученики и в какой форме (к примеру, в виде урока с игровыми элементами, в форме бесед или даже экскурсий). Кроме того, школа решит, сколько часов в неделю и по каким учебникам будет вестись преподавание занятий по истории религий.

При этом Минобрнауки не будет навязывать школам мнение о целесообразности введения таких предметов, добавила собеседница агентства.

Петрова напомнила, что прежде вопросы, связанные с изучением истории и культуры традиционных религий, определялись региональным законодательством. В ряде регионов, где ОПК в качестве факультатива преподается уже несколько лет, были подготовлены и прошли повышение квалификации многие светские учителя.

«Во-первых, у нас есть специализация в рамках подготовки учителей — преподавателей истории и обществознания. Во-вторых, есть учителя, которые сами этим интересуются. Такого рода знания востребованы в рамках гуманитарных дисциплин: литературы, истории, обществознания и краеведения», — сказала она.

По ее мнению, говорить о массовом привлечении священнослужителей к преподаванию занятий в рамках «Духовно-нравственной культуры» в школе еще рано.

«Дело в том, что у священнослужителей дипломы, которые востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций. И, честно говоря, учебные планы их подготовки не содержат необходимых навыков педагогической работы», — сказала она. Однако чиновник напомнила, что существует приказ, зарегистрированный Минюстом еще в 2003 году, согласно которому священнослужители по согласованию с руководством школы, родительской общественностью и органом местного самоуправления имеют право заниматься с ребятами, но во внеучебное время.

«Им никто этого не запрещает, просто надо соблюсти эти рамки, то есть необходимо получить добро от администрации и учредителя школы и пожалуйста, приходите и работайте!», — добавила она.

При этом Петрова подчеркнула, что проводить религиозные обряды на уроках в общеобразовательной школе, в том числе, молиться в рамках этого предмета нельзя — это запрещено Конституцией РФ.

Как ранее отмечал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый государственный образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года. Однако массовый переход на новый стандарт в первом-четвертом классах произойдет в сентябре 2010 года.

Все аспекты, связанные с преподаванием предметов в рамках программы «Духовно-нравственная культура», по словам Петровой, будут отражены в двух документах — базисном учебном плане и примерных образовательных программах. Базисный учебный план будет определять обязательную часть (инвариантную) и необязательную (вариативную).

«И в той, и в другой части найдется место для занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры"», — считает собеседница агентства.
По ее мнению, в конце этого года — начале следующего документы уже будут готовы. Их разработкой сейчас занимается Российская академия образования (РАО), в частности, межконфессиональная рабочая группа, которую возглавляет президент РАО Николай Никандров.

«Кроме того, издательство "Просвещение" в конце этого года планирует выпустить специальную книгу для учителя по "Духовно-нравственной культуре", чтобы было понятно, о чем с детьми и в какой форме разговаривать», — сообщила представитель Минобрнауки.

Как сообщил РИА «Новости» научный руководитель проекта РАО по разработке нового образовательного стандарта Александр Кондаков, в качестве альтернативы предметам по истории одной из религий в школе может преподаваться курс «Основы мировых религий» или «Светская этика».

«В данном случае права ни одного ребенка не должны быть ущемлены», — считает эксперт.

РИА «Новости» /Патриархия.ru

 

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла министру экономического развития России М.Г. Решетникову с 45-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Подписано соглашение о сотрудничестве между Сретенской духовной академией и Финансовым университетом при Правительстве России

Президент России в Троице-Сергиевой лавре поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым

Президент России в Троице-Сергиевой лавре поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Другие новости

Специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению посетили Калужскую епархию

В Свято-Димитриевском училище сестер милосердия открыт набор студентов на дневное отделение

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл возглавил торжества выпускного дня в Свято-Тихоновском университете

Расшифрованы новые материалы Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей»

Подписано соглашение о сотрудничестве между Синодальным миссионерским отделом и Свято-Тихоновским университетом

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

В Ивановской митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел вебинар о перспективах развития православных образовательных организаций

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялся выпускной акт