Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Министерство образования и науки спросит школьников, историю какой религии они хотят изучать

Министерство образования и науки спросит школьников, историю какой религии они хотят изучать
Версия для печати
11 марта 2009 г. 17:56

Минобрнауки РФ обратилось к регионам с просьбой узнать мнение школьников и их родителей, историю каких религий и в какой форме учащиеся хотели бы изучать в рамках образовательной программы «Духовно-нравственная культура», возможность введения которой сейчас обсуждается чиновниками и экспертами. Об этом сообщила РИА «Новости» начальник отдела департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства Татьяна Петрова.

В России уже несколько лет ведутся споры по поводу введения школьного предмета «Основы православной культуры». Его сторонники указывают на факультативность предмета и его культурологическую, а не миссионерскую направленность. Противники опасаются, что преподавание ОПК, преподносимое как светская дисциплина, на практике превратится в «Закон Божий». Также есть мнение, что этот предмет может затронуть права представителей иных религиозных конфессий и этим нарушить Конституцию РФ. Учитывая последний аргумент, Русская Православная Церковь в конце 2007 года предложила Минобрнауки ввести в школьный учебный план образовательную программу «Духовно-нравственная культура», частью которой и должны стать ОПК, а также предметы по истории других религий.

«В первую очередь, надо выяснить, каков запрос родителей и самих учеников на изучение этих предметов. В этой связи мы сейчас разослали по субъектам РФ инструментарий для таких опросов, чтобы выяснить в каждой школе, что бы хотелось родителям учеников и старшеклассникам знать, с чем они хотели бы познакомиться и чему научиться в этой области», — сказала Петрова.

По словам Петровой, после того, как будут собраны мнения старшеклассников и родителей учеников младше 14 лет, каждая конкретная школа и ее учредитель смогут определить, историю какой религии (например, православия, ислама или иудаизма) будут изучать ее ученики и в какой форме (к примеру, в виде урока с игровыми элементами, в форме бесед или даже экскурсий). Кроме того, школа решит, сколько часов в неделю и по каким учебникам будет вестись преподавание занятий по истории религий.

При этом Минобрнауки не будет навязывать школам мнение о целесообразности введения таких предметов, добавила собеседница агентства.

Петрова напомнила, что прежде вопросы, связанные с изучением истории и культуры традиционных религий, определялись региональным законодательством. В ряде регионов, где ОПК в качестве факультатива преподается уже несколько лет, были подготовлены и прошли повышение квалификации многие светские учителя.

«Во-первых, у нас есть специализация в рамках подготовки учителей — преподавателей истории и обществознания. Во-вторых, есть учителя, которые сами этим интересуются. Такого рода знания востребованы в рамках гуманитарных дисциплин: литературы, истории, обществознания и краеведения», — сказала она.

По ее мнению, говорить о массовом привлечении священнослужителей к преподаванию занятий в рамках «Духовно-нравственной культуры» в школе еще рано.

«Дело в том, что у священнослужителей дипломы, которые востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций. И, честно говоря, учебные планы их подготовки не содержат необходимых навыков педагогической работы», — сказала она. Однако чиновник напомнила, что существует приказ, зарегистрированный Минюстом еще в 2003 году, согласно которому священнослужители по согласованию с руководством школы, родительской общественностью и органом местного самоуправления имеют право заниматься с ребятами, но во внеучебное время.

«Им никто этого не запрещает, просто надо соблюсти эти рамки, то есть необходимо получить добро от администрации и учредителя школы и пожалуйста, приходите и работайте!», — добавила она.

При этом Петрова подчеркнула, что проводить религиозные обряды на уроках в общеобразовательной школе, в том числе, молиться в рамках этого предмета нельзя — это запрещено Конституцией РФ.

Как ранее отмечал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый государственный образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года. Однако массовый переход на новый стандарт в первом-четвертом классах произойдет в сентябре 2010 года.

Все аспекты, связанные с преподаванием предметов в рамках программы «Духовно-нравственная культура», по словам Петровой, будут отражены в двух документах — базисном учебном плане и примерных образовательных программах. Базисный учебный план будет определять обязательную часть (инвариантную) и необязательную (вариативную).

«И в той, и в другой части найдется место для занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры"», — считает собеседница агентства.
По ее мнению, в конце этого года — начале следующего документы уже будут готовы. Их разработкой сейчас занимается Российская академия образования (РАО), в частности, межконфессиональная рабочая группа, которую возглавляет президент РАО Николай Никандров.

«Кроме того, издательство "Просвещение" в конце этого года планирует выпустить специальную книгу для учителя по "Духовно-нравственной культуре", чтобы было понятно, о чем с детьми и в какой форме разговаривать», — сообщила представитель Минобрнауки.

Как сообщил РИА «Новости» научный руководитель проекта РАО по разработке нового образовательного стандарта Александр Кондаков, в качестве альтернативы предметам по истории одной из религий в школе может преподаваться курс «Основы мировых религий» или «Светская этика».

«В данном случае права ни одного ребенка не должны быть ущемлены», — считает эксперт.

РИА «Новости» /Патриархия.ru

 

Материалы по теме

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня юриста [Патриарх : Приветствия и обращения]

Приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина участникам XXVI Всемирного русского народного собора [Приветствия и обращения]

Председатель ОВЦС возглавил работу круглого стола, посвященного соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников, проживающих в странах Азии и Австралии

Издательский Совет доставил богослужебную, духовную, учебную и детскую литературу в Скадовскую епархию

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие новости

Начал работу обновленный портал Богослов.ru

50 лет назад Святейший Патриарх Кирилл стал ректором Ленинградской духовной академии

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия Бобруйской епархии

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил декану философского факультета МГУ орден благоверного князя Даниила Московского

В МГУ состоялась защита митрополитом Симферопольским Тихоном диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Делегация Издательского Совета посетила Симферопольскую епархию

Больница святителя Алексия начала обучение по уходу для сестер милосердия в Красногорском округе Подмосковья

Состоялся I съезд сестер милосердия епархий Донбасса

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

В школах Скадовска Херсонской области прошли просветительские встречи, организованные Издательским Советом