12 мая 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялась всероссийская научная конференция «Спорные вопросы истории: взгляд Церкви. К 100-летию Кронштадтского восстания 1921 года».
В работе конференции приняли участие: помощник председателя Издательского Совета доктор исторических наук Д.М. Володихин, общественный деятель Л.П. Решетников, историк М.Б. Смолин, историк В.Г. Хандорин, писатели А.Ю. Сегень, Э.А. Геворкян, Н.В. Иртенина и другие эксперты.
Мероприятие проводилось в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Открывая конференцию, митрополит Климент сообщил, что комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации на протяжении нескольких лет разрабатывает тему «Духовные причины революционных потрясений ΧΧ века». По словам председателя Издательского Совета, важным направлением для обсуждения в рамках этой темы стал комплекс вопросов, касающихся взаимоотношения Церкви и исторической науки. Владыка Климент подчеркнул важность христианской оценки сложных страниц отечественной истории. Он отметил, что необходимо извлекать из прошлого правильные уроки, чтобы не допустить новых гражданских противостояний, братоубийственных войн. «Отход от нравственных идеалов Православия привел к кровавым столкновениям, разделившим русское общество на борющиеся лагеря. Изучение этого духовного кризиса, его причин и последствий может в перспективе уберечь современное общество России от повторения социальных катаклизмов вековой давности», — заключил митрополит Климент.
Своим взглядом на эпоху социальных потрясений ХХ века поделился Д.М. Володихин, который, в частности, отметил: «Кронштадтское восстание — настоящий пик в истории гражданской войны. А именно пик безнадежности в том всеобщем озлоблении и отходе от христианских эталонов поведения, который и представляет собой квинтэссенцию духовного кризиса. Одновременно с ним горели громадные крестьянские восстания на Тамбовщине, в Западной Сибири, на Кавказе. Но в Кронштадте пролилось больше всего крови». По мнению историка, «громадные народные массы на финише гражданской войны уже не были с большевиками, их пришлось драконовскими методами подавлять».
Л.П. Решетников посвятил свое выступление анализу мотивации людей, шедших в революцию. По его словам, многие были «без царя в голове, без креста в душе». В отходе от христианских ценностей докладчик видит одну из причин революционных потрясений. А.Ю. Сегень рассказал об опыте художественного осмысления Гражданской войны в своем творчестве на примере романа «Господа и товарищи».
Тему гонений на Церковь в советский период отечественной истории затронула Н.В. Иртенина: «Погибшие в марте 1921 года церковнослужители Кронштадта приняли мученическую кончину не потому, что стали случайными щепками от вырубаемого леса, а потому, что до конца исполнили свой христианский и священнический долг».
Своим взглядом на причины поражения Белого движения поделился В.Г. Хандорин, в частности, отметивший, что большевики были очень успешны в пропаганде. Э.В. Геворкян подчеркнул, что в основе любых социальных потрясений, как правило, лежит духовный кризис общества. М.Б. Смолин коснулся темы романтизации советского периода истории в современной России.
Затем состоялась дискуссия, в ходе которой участники конференции обсудили содержание школьных и вузовских учебников по истории и по литературе, также состоялся обмен мнениями о том, как показывается эпоха Гражданской войны и гонений на Церковь в современном кинематографе.
Издательский Совет/Патриархия.ru