19 мая 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Социальное и духовное в истории религиозного движения в России конца XIX — начала XX века» выступила И.В. Воронцова, кандидат богословия, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
По словам докладчика, движителем русского религиозного сознания всегда был «интенсивный поиск истины» — как интеллектуальной, так и социальной. При этом в конце XIX века активно распространялась социалистическая идеология, научное сознание, а также западные богословские идеи. Это влияло на русское богословие и религиозную философию. В просвещенных слоях общества было подорвано традиционное сознание, основанное на доверии к Церкви и церковным догматам как богооткровенной истине. Многие образованные люди отходили от религии, либо пытались осмыслить ее в рационалистическом духе.
В ту эпоху заявили о себе новые богословы, которые пытались примирить религиозное сознания церковного народа и секулярное сознание светского общества, «воцерковить» общественные отношения. Появились священнослужители, которые активно размышляли о проблемах общества, реформах (например, протоиерей Валентин Свенцицкий). Христианские ценности стали использоваться в качестве лозунгов в социальной пропаганде. Одновременно распространялась критика в отношении официальной Церкви.
Ярким примером нового социального направления христианства стало создание помещиком Н.Н. Неплюевым трудового братства. Лекции Неплюева были весьма популярны. Еще один пример — деятельность священника Григория Петрова, который в 1898 г. выпустил книгу «Евангелие как основа жизни». Но деятельность Петрова очень скоро приняла политический характер, а впоследствии он утратил веру.
В начале XX века русская интеллигенция размышляла о возвращении в Церковь, но при условии ревизии привычного церковного уклада. Участники религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге говорили о необходимости религиозного возрождения, с акцентом на социальной жизни. Одним из проявлений этого было учение Д.С. Мережковского о Святой Троице как образце социума и будущем наступлении «третьего Завета». Говорилось о спасительности обыденной мирской жизни при условии веры во Христа. В такой системе взглядов не было места покаянию, аскетике, монашеству и другим составляющим традиционного Православия. В религиозно-философской мысли происходило своеобразное «оправдание плоти».
В 1907-1911 годах группа участников нового религиозного движения (Н.А. Бердяев и др.) вела дискуссию с марксистами (А.В. Луначарским и др.). «Новые христиане» считали недопустимым социальное насилие и надеялись приобщить революционеров к религиозному сознанию. Эти попытки были высмеяны Л.Д. Троцким. В то же время, «христианские социалисты» признавали невозможность устроения общественной жизни без религии и поддерживали идеи церковных реформ. В основном представители новых идейных течений выступали за разделение Церкви и государства.
И.В. Воронцова представила широкую палитру новой религиозной мысли в России конца XIX — начале XX веков, затронула взгляды многих известных деятелей той эпохи (С.Н. Булгакова, архимандрита Михаила (Семенова) и др.). На ее взгляд, представители новых религиозных течений, отвергнув традиционную православную догматику и аскетику, «предложили использовать религию как орудие земного благоустройства». Также «была проведена мысль о допустимости участия христиан в актах общественного насилия». Итогом рассматриваемых процессов, по мнению И.В. Воронцовой, стало «появление в русском обществе накануне 1917 года посттрадиционной модели конфессионального сознания, признаками которой являются обмирщение христианства, умаление его духовных ценностей, приоритет светской, а не религиозной этики, адогматизм». Это ведет к искажению христианства, по мнению докладчика.
Подробно познакомиться с социально-религиозными поисками в российском обществе и историей возникшего в среде литераторов и философов либерал-реформаторского общественного движения в начале XX века можно в фундаментальном исследовании И.В. Воронцовой «"Заколдованный круг русского сознания...". Проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX — начала XX века».
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 26 мая. С докладом на тему «Пастырство и психология: сложности диалога» выступит проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии, кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов.
Научный лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).
Патриархия.ru