20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи.
Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской».
В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил:
«В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона "Устюжское Благовещение", это и новгородская икона "Облачное Успение", и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих.
Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах.
Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово "Богородица" уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.
С этого момента почитанию Пресвятой Богородицы в Церкви был придан совершенно новый импульс: стали строить храмы в Ее честь, создавать образы, мозаичные изображения, фрески. И даже иконоборческая ересь не смогла поколебать любовь церковного народа к Пресвятой Богородице.
А когда Православие пришло на Русь, то вместе с Православием на Русь пришла и Пресвятая Богородица. И нашему народу особенно полюбились те иконы, которые сначала писались в Византии, а затем по их образцам наши русские мастера стали создавать свои шедевры.
Обо всем этом и о многом другом говорится в этом уникальном каталоге. В нем рассказывается о том, как создавались иконы, как они реставрировались, как слой за слоем раскрывалось древнее письмо и какой это был кропотливый труд многих поколений реставраторов.
Я хотел бы пожелать больших успехов и помощи Божией всем, кто трудится в Третьяковской галерее. Это замечательное, выдающееся собрание икон, аналогов которому не существует в мире.
Дай Бог, чтобы эти иконы так же бережно сохранялись, и еще многие поколения реставраторов могли трудиться над ними и над другими иконами, которые требуют реставрации. Дай Бог, чтобы появлялись все новые и новые издания, посвященные этой теме, а самое главное — чтобы путь к этим иконам был открыт для каждого желающего».
По окончании выступления директор галереи З.И. Трегулова тепло поблагодарила митрополита Илариона за участие в презентации и за добрые слова в адрес сотрудников учреждения.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru