На прошедшем в конце мая пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены проекты трех документов, в которых излагается церковная позиция по ряду актуальных вопросов современной жизни. Документы рассмотрит Архиерейский Собор, который пройдет в ноябре 2021 года. О том, какие темы затронуты в подготовленных проектах и каков механизм их разработки, рассказал в эфире телевизионной программы «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
«Межсоборное присутствие — это церковно-общественный форум, в котором на равных участвуют архиереи, священники, монашествующие и миряне. В общей сложности это около двухсот человек, каждый из которых имеет один голос. Межсоборное присутствие создано для того, чтобы готовить проекты документов к Архиерейским Соборам», — напомнил владыка. Он констатировал, что подготовленные в рамках Межсоборного присутствия документы получат официальный статус в случае одобрения их Собором.
Одну из очень болезненных для современного общества тем затрагивает проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», который разрабатывался в комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию. Возглавляющий работу этой комиссии митрополит Иларион отметил, что документ продолжает дискуссию, которая была поднята в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и направлен на защиту человеческой жизни с момента зачатия. «Мы в этом документе говорим о том, что человеческая жизнь имеет ценность не только тогда, когда человек появился на свет, но и до этого, что не только родившиеся младенцы нуждаются в правовой защите, но и те, которые находятся еще в утробе матери», — рассказал архипастырь.
Другой важный документ, рассмотренный на пленуме Межсоборного присутствия, касается благословения православных христиан на исполнение воинского долга. «Этот документ вырос из внутрицерковной дискуссии о том, возможно ли освящение воинского оружия, — пояснил иерарх. — Например, может ли прийти священник на какой-нибудь ядерный объект и освятить атомную бомбу. Вопросы подобного рода внутри Церкви ставились, и этот документ пытается на них ответить». Излагая основной посыл разработанного документа, владыка Иларион подчеркнул: «Мы не освящаем оружие массового поражения и не освящаем оружие как средство убийства людей. Но Церковь благословляет воинов на ратный подвиг, благословляет воинов вместе с тем оружием, которое они носят. Неслучайно даже на иконах можно видеть мучеников-воинов, которые представлены с оружием, — это, например, великомученик Георгий Победоносец с копьем или некоторые благоверные князья, которые изображены с мечом».
В проекте документа «О светской трудовой деятельности священнослужителей» рассматривается вопрос, какие профессии совместимы со священническим служением. «Мы знаем, что, например, в России большинство священников получают жалованье от прихода и не работают на светской работе, но вот в странах дальнего зарубежья, в том числе там, где мне довелось нести пастырское служение — в Австрии, Венгрии, Великобритании, Бельгии — многие наши священники вынуждены работать на светской работе, — пояснил митрополит Волоколамский Иларион. — Этот документ пытается определить, какой род светской деятельности совместим со служением священника, а какой несовместим».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru