16 июня 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Современные тенденции в русском сектоведении» выступил Р.М. Конь, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, заместитель председателя Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Р.М. Конь отметил, что вопрос о значении понятия «секта» остается дискуссионным. Слово «секта» в России активно используется с конца XVIII века как синоним ереси. В связи с активным использованием термина «раскол» наблюдалась методологическая путаница. В связи с этим Святейший Синод в XIX веке ввел разделение сект на «вреднейшие», «вредные» и «менее вредные», используя комплексные критерии, в том числе политические (например, признание или непризнание светской власти как поставленной Богом).
В русской церковной мысли первым цель и задачи сектоведения сформулировал святитель Феофан Затворник. Он призывал осуждать не человека, а ересь, вести диалог с ее носителем, чтобы раскрывать истину православной веры.
На рубеже XIX-XX веков православными миссионерами был накоплен значительный опыт апологетической работы в отношении сектантов. Важное значение имела деятельность Предсоборного присутствия в 1906-1907 годах, один из отделов которого разработал проект антисектантского документа. Секты характеризовались прежде всего как ереси, не предполагалось осуждение деструктивной деятельности, внимание на которую не обращалось.
Заслуживает внимания также деятельность священномученика Владимира (Богоявленского), который планировал открыть кафедру сектоведения в Московской духовной академии (идея не была реализована). Тем не менее, постепенно появились кафедры сектоведения, создавались противосектантские катехизисы (один из них был написан мучеником Николаем Варжанским). Главной идеей церковного сектоведения было отстаивание истины Православия, критерием сектантства было наличие ереси.
Дальнейшее развитие сектоведения в Русской Православной Церкви происходило в 1990-х годах. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 г. принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В документе Архиерейского Собора 2000 года «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» сектантство, как и в предшествующей традиции, определялось через отвержение основополагающих христианских догматов, то есть по сути как ересь.
В то же время, значительное развитие в России получила теория тоталитарных сект, сформированная протестантами на Западе. В качестве критериев сект данная теория указывала использование обмана и психотехнологий для вовлечения в секту, культ духовного лидера и пр. Теория тоталитарных сект зачастую воспринимается как церковная, однако она не апеллирует к истине православной веры, не считает актуальным опыт святых отцов, делает акцент на социологических и психологических критериях. По мнению Р.М. Коня, теория тоталитарных сект призывает к миссии без Христа и подменяет догматические критерии определения сект социологическими, политологическими и прочими: «Наше русское церковное сектоведение протестантизируется через отказ от истины, от догматических критериев».
После доклада Р.М. Конь ответил на вопросы слушателей.
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 23 июня 2021 года. С докладом на тему «ГУЛАГ: количество расстрелянных, умерших, заключенных» выступит настоятель московского храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.
Патриархия.ru