Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования
Версия для печати
1 июля 2021 г. 15:10

30 июня 2021 года в Российском православном университете  святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Теология и образование. Теология образования. Теология в образовании» выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель Центра образования и теологии РАО Д.В. Шмонин

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора  и Русской экспертной школы. 

Д.В. Шмонин отметил, что теология и образование — устойчивые, и, в этом смысле, консервативные явления в жизни цивилизации, проблемно, исторически и практически связанные между собой очень тесно. Поэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъять воспитание из системы образования. 

В традиционном обществе ответственность за образование и воспитании человека делили между собой родители, государство и Церковь. Однако примерно с XVII века в разных регионах мира у Церкви нормотворческую функцию в сфере образовании, заменяя ее секулярными компонентами — «заботой государства», позитивным законодательством и т.д. В конечном итоге это стало одной из причин кризиса, в котором образование оказалось в XXI веке. Выходом из него может стать поиск путей адекватного возвращения теологии в систему образования. 

Понятие «теология образования» появилось в западно-христианском контексе, (можно упомянуть именя Пауля Тиллиха, Джузеппе Гроппо, Энрике Гомеса Аумады и др.), которые ставили своей целью создать христианскую теорию образования. Точкой отсчета современной теологии образования Д.В. Шмонин считает энциклику Папы Пия XI «Divini illius Magistri» («Божественный Учитель») от 31 декабря 1929 года, которая провозглашала роль христианского образования в воспитании современного человека. Важнейшими источниками для православного осмысления теологии образования остаются святоотеческая традиция (в пример можно привести сочинения святителя Василия Великого «Послание к юношам о пользе греческих книг», блаженного Августина «О христианской науке» и ряд других), в которых кристаллизуется мысль о том, что для христианина система гуманитарного образования имеет важную функцию и гармонично связана с богословием, с формированием ценностного мировоззрения. В XX веке эту мысль в своих богословско-педагогических трудах (особенно, в «Проблемах воспитания в свете христианской антропологии») продолжает протопресвитер Василий Зеньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут Церковь, семья и государство. При разной сфере ответственности их поле взаимодействия едино. 

Д.В. Шмонин представил свои труды, посвященные этому вопросу: «Технология блага. Очерки теологии образования» (2018) и вышедшую в этом году монографию «Тайна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предпринята попытка показать место теологии внутри и вне научного знания, ее связь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века, начала эпохи фундаментальной секуляризации во всем мире. 

Теологию в современном образовании Д.В. Шмонин считает самым эффективным вариантом современного выражения философии образования. Прошедшие десятилетия прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образования не преодолевается за счет цифровизации, компетентностного подхода, современных педагогических технологий и т.д. Исходя из этого, общей задачей современной теологии остается наполнение ценностным содержанием российского образования. В практическом аспекте это может означать  привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. По мнению Д.В. Шмонина, теология должна стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.

После основного выступления Д.В. Шмонин ответил на вопросы слушателей. 

Научный лекторий «Крапивенский 4» объявляет перерыв на летние каникулы. Следующий семестр откроется заседанием, которое состоится 1 сентября с.г.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла презентация сборника «Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»

В издательстве Общецерковной аспирантуры вышло новое учебное пособие «Русская религиозная философия»

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

Оренбургская духовная семинария получила государственную аккредитацию программы магистратуры

Магистерская программа Калужской духовной семинарии получила государственную аккредитацию

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Читайте Патриарха. Как Церкви удалось предсказать главные события современности [Статья]

На Всемирном русском народном соборе прошла секция о благотворительности

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Другие новости

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

В школах Скадовска Херсонской области прошли просветительские встречи, организованные Издательским Советом

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Открыты курсы базовой подготовки монашествующих в области богословия в Благовещенске, Йошкар-Оле, Нижнем Тагиле, Сургуте и Петропавловске-Камчатском

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

В Курске больница святителя Алексия подготовила сестер по уходу за ранеными