Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования
Версия для печати
1 июля 2021 г. 15:10

30 июня 2021 года в Российском православном университете  святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Теология и образование. Теология образования. Теология в образовании» выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель Центра образования и теологии РАО Д.В. Шмонин

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора  и Русской экспертной школы. 

Д.В. Шмонин отметил, что теология и образование — устойчивые, и, в этом смысле, консервативные явления в жизни цивилизации, проблемно, исторически и практически связанные между собой очень тесно. Поэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъять воспитание из системы образования. 

В традиционном обществе ответственность за образование и воспитании человека делили между собой родители, государство и Церковь. Однако примерно с XVII века в разных регионах мира у Церкви нормотворческую функцию в сфере образовании, заменяя ее секулярными компонентами — «заботой государства», позитивным законодательством и т.д. В конечном итоге это стало одной из причин кризиса, в котором образование оказалось в XXI веке. Выходом из него может стать поиск путей адекватного возвращения теологии в систему образования. 

Понятие «теология образования» появилось в западно-христианском контексе, (можно упомянуть именя Пауля Тиллиха, Джузеппе Гроппо, Энрике Гомеса Аумады и др.), которые ставили своей целью создать христианскую теорию образования. Точкой отсчета современной теологии образования Д.В. Шмонин считает энциклику Папы Пия XI «Divini illius Magistri» («Божественный Учитель») от 31 декабря 1929 года, которая провозглашала роль христианского образования в воспитании современного человека. Важнейшими источниками для православного осмысления теологии образования остаются святоотеческая традиция (в пример можно привести сочинения святителя Василия Великого «Послание к юношам о пользе греческих книг», блаженного Августина «О христианской науке» и ряд других), в которых кристаллизуется мысль о том, что для христианина система гуманитарного образования имеет важную функцию и гармонично связана с богословием, с формированием ценностного мировоззрения. В XX веке эту мысль в своих богословско-педагогических трудах (особенно, в «Проблемах воспитания в свете христианской антропологии») продолжает протопресвитер Василий Зеньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут Церковь, семья и государство. При разной сфере ответственности их поле взаимодействия едино. 

Д.В. Шмонин представил свои труды, посвященные этому вопросу: «Технология блага. Очерки теологии образования» (2018) и вышедшую в этом году монографию «Тайна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предпринята попытка показать место теологии внутри и вне научного знания, ее связь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века, начала эпохи фундаментальной секуляризации во всем мире. 

Теологию в современном образовании Д.В. Шмонин считает самым эффективным вариантом современного выражения философии образования. Прошедшие десятилетия прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образования не преодолевается за счет цифровизации, компетентностного подхода, современных педагогических технологий и т.д. Исходя из этого, общей задачей современной теологии остается наполнение ценностным содержанием российского образования. В практическом аспекте это может означать  привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. По мнению Д.В. Шмонина, теология должна стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.

После основного выступления Д.В. Шмонин ответил на вопросы слушателей. 

Научный лекторий «Крапивенский 4» объявляет перерыв на летние каникулы. Следующий семестр откроется заседанием, которое состоится 1 сентября с.г.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Ивановской митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих

В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов

Ректор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоров

Подписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет выпуск № 51 сборника «Богословские труды»

Общецерковная аспирантура проводит Вторую междисциплинарную конференцию «Церковь и время»

В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собора

Состоялось пленарное заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

В Общественной палате РФ прошла конференция «Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем»

Представители Церкви приняли участие в Форуме религиозных организаций России

Подписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом

Состоялась встреча председателя Учебного комитета с директором Национального аккредитационного агентства в сфере образования

Тобольская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология» (бакалавриат)

Омская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология» (бакалавриат)

Другие новости

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл возглавил торжества выпускного дня в Свято-Тихоновском университете

Расшифрованы новые материалы Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей»

Подписано соглашение о сотрудничестве между Синодальным миссионерским отделом и Свято-Тихоновским университетом

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

В Ивановской митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел вебинар о перспективах развития православных образовательных организаций

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялся выпускной акт

В Санкт-Петербурге состоялось заседание рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог»

В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов

Ректор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоров