Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Последнее интервью архимандрита Мефодия (Петрова)

Последнее интервью архимандрита Мефодия (Петрова)
Версия для печати
26 июля 2021 г. 18:23

В воскресенье в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре прошло отпевание архимандрита Мефодия (Петрова): ближайший соратник игумена знаменитой северной обители России умер 22 июля от коронавируса. Архимандрит Мефодий возглавлял православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама» и встречал многочисленных гостей и друзей монастыря, включая президента Владимира Путина. К отцу Мефодию все относились очень тепло: по словам Патриарха Кирилла, жизнь отца архимандрита была воплощением заповеди Христовой: «Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга». Незадолго до кончины архимандрит Мефодий успел дать интервью корреспонденту РИА «Новости» — о любви к людям и ядерном оружии, роли России в мире и о жизни в монастыре, а также о том, как быть счастливым.

— Отец Мефодий, вы 30 лет встречаете гостей на Валааме — кто из известных людей посещал остров?

— Приезжают адмиралы, генералы, архиереи, президенты...

— Наверное, большие люди приезжают не с пустыми руками? Уместно ли принимать подарки, в том числе дорогие?

— В Православии подарки не запрещены. Святые отцы запрещают нам не принимать подарки, потому что в этом признак гордости человека. Если тебе подарок не нужен, ты должен отдать его тому, кто в нем нуждается. В этом нет лицемерия и лукавства, это повелено Богом.

Также это глубокая традиция русской государственности — дарить подарки. Императоры приезжали в монастыри с подарками. Знаете почему? Премудрый Соломон писал: когда получаешь подарок от человека, он располагает твою душу к себе. Я тоже люблю подарки, но больше всего люблю их дарить. Блажен тот, который дает и менее блажен, кто принимает.

— В одном из интервью вы делились, что вам дарят фотографии. Вы их коллекционируете?

— Нет, просто не хочется никого обидеть. Ведь фотография — маленький знак внимания. Все знаки внимания — часть добродетельной жизни другого человека. Не нужно отсекать у человека стремление к доброму существованию.

— Какой из подарков самый дорогой для вас?

— Я родился далеко за пределами святой России, в Македонии, и считаю большим подарком от Господа, что живу в России и встречаю ее выдающихся людей. Мне кажется, что глубоко в сердце русского человека заложена любовь к Богу. Русскому человеку до Бога — ручку подать, потому что русский народ богоносный. Он претерпел страшные гонения, испытания. Господь через горнило испытаний приводит русского человека к себе. А высокопоставленные государственные люди России, как люди умные, мудрые, ищут духовность в своем народе. Тот, кто ищет эту духовность, получает ее из первых рук.

— Иностранные гости в обители тоже не редкость: как пандемия изменила отношения между народами, появилось ли больше противоречий?

— Во время пандемии у людей есть тревога, страх. Мы же впервые в жизни встречаемся с таким испытанием. Но особых противоречий между людьми нет.

— В последние годы против России регулярно вводят санкции: как вы полагаете, с чем это связано?

— Почему такая ненависть к России, почему западные страны не видят в нас друга? Ответ только один, как Господь говорил: «Не бойся, малое стадо, как меня гнали, так вас будут гнать. Как меня ненавидели, и вас будут ненавидеть». Россия — страна, любимая Господом, Россия сегодня — источник истинного Православия, исповедания, веры, которая необходима человечеству. Поэтому все силы ада (не только на Западе) восстают на истину, которую проповедует Россия. Эта ненависть не к России, а ко Господу. Мне кажется, Господь имеет большие планы на Россию.

Написано, что в последние времена многие восстанут на истину. Сегодня сохранить истину, истинное учение — очень тяжело. Сейчас существует большое количество сект. Человеку очень трудно разобраться, как прийти к Богу. Но Россия — страна, которая высоко держит знамя Православия, поэтому на нее совершаются большие атаки.

— Как ответить на эти атаки?

— Преподобный Серафим Саровский сказал, что Россия будет всегда сильна и страшна врагам. Знаете почему? Есть два фактора, которые делают ее непобедимой: духовный и ядерный щит. Кончено, по-христиански мы всех любим, за всех молимся, переживаем. Если кто-то в семье болеет, никто из семьи не веселится. Мы тоже переживаем за весь мир и молимся, чтобы отошла злоба от народов Божиих. Вообще сейчас есть огромный дефицит любви — в обществе, семьях и даже в монастырях.

Посмотрите на Африку, другие континенты — сколько там людей далеки от истинного Православия или вообще живут без исповедания Бога. Мы не можем радоваться этому. Господь пришел спасти весь род человеческий. А мы находимся в центре этой истины — Православия, мы переживаем и глубоко скорбим о тех, кто далеко от нее.

— Как этот дефицит любви проявляется?

— Мы далеки от идеалов, которые нам дали святые отцы. Современный человек — существо ранимое, нежное. Он нуждается в снисхождении. Когда человек приезжает, например, в монастырь, он несет в себе греховный груз. Конечно, грех обременяет, в конечном счете, все человечество.

— Говорят, Валаам — место духовно очень сильное. Бывает ли, что люди чувствуют себя на острове некомфортно?

— Многие считают, что в монастыре жизнь легкая, что монахи просто молятся и ничего больше не делают. Монастырь — это спецназ. Только духовно сильные люди могут тут прожить. Это место величайшего аскетического подвига. С мирской точки зрения это ненормально: как человек может победить естество, если он связан естеством? Но, «если Бог хочет, Он побеждает законы естества» (из канона преподобного Андрея Критского — ред.). Если человек просит от Бога такое дарование, он может победить даже естество. Может человек и в миру жить ангелоподобно, но только с божественной благодатью. Но если человек считает, что своими силами может победить естество, он уже поражен.

— Может ли монах покинуть монастырь и в каком случае?

— Есть несколько причин, по которым монах может покинуть монастырь, даже никого не спрашивая: если в монастыре игумен исповедует еретическое учение, или распространены страшные грехи, влияющие на тебя и вредящие твоей душе.

— Жизнь в монастыре, в борьбе с грехом, — тяжела и пасмурна?

— Многие говорят, что христианская жизнь тяжелая, пасмурная, скучная. А святые отцы считают, что она очень легкая, приятная, радостная. Только для этого нужны две добродетели: любовь и смирение. Если человек в этом преуспевает, ему очень легко любить ближних, проявить сокровенные свойства своей прекрасной божественной души, которые ему дарованы Богом. Весь смысл монашеской жизни состоит в том, чтобы человек нашел внутренний свет, который непременно существует в нашей душе. Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас», только нам надо его найти, и потом отдать Господу и ближнему.

— Когда вы встречаете людей, как вы их к себе располагаете, в чем секрет обаяния?

— Это несложно. Все Евангелие об этом и говорит — как любить Господа и ближнего своего. Любить ближних, даже врагов — легко. Когда человек любит врагов, он, во-первых, исполняет заповедь Божию. Во-вторых, подражает Творцу, который есть высшая любовь. В-третьих, делает доброе дело милосердия нуждающемуся человеку. В-четвертых, выстраивает в себе любвеобильный характер. Такой характер человеку нужен, потому что человек, который не любит, он как странник в пустыне, который жаждет, хочет напиться воды, а ее нет. Мы так созданы Творцом, что любить Бога и ближнего — смысл нашего существования.

Мне кажется, если человек к этому подходит с молитвой, искренне, обязательно Господь человека утешит, поможет. Наши души очень мягкие, нежные, их легко покорить. Но есть души жесткие как сталь, такие требуют не только мягкого слова, но и примера, нуждаются во внешних чудесах, чтобы было какое-то знамение от самого Творца.

Был случай у святых отцов. У преподобного Антония Великого было два келейника: святые Макарий Великий и Макарий Египетский. Антоний им говорил: «Когда придет к вам бездуховный простолюдин, скажите: "Авва, пришел египтянин", накормите и отпустите его с миром. А если придет человек любознательный, философского строя, скажите, что пришел израильтянин. Приведите его ко мне, я с ним поговорю.

У нас нет времени всем уделить одинаковое количество внимания, но есть души, которые нуждаются в этом, а есть те, кто еще не проснулся к духовной жизни.

— Из людей знаменитых, известных — к кому сложнее всего было найти подход?

— Я бы не выделял так, у Господа все равны. Господь так создал человека, заложил в его сердце любовь к Богу и ближнему. Как монахи настраивают себя, чтобы не осуждать ближнего своего? Когда монах заходит в келью одного брата, смотрит, что у него как аптека — все по полочкам, аккуратно, чисто. Нужно не осуждать его в связи с тем, что он уделяет очень много внимания таким внешним деталям. Монах себе говорит: «Какая у брата прекрасная душа: у него все гармонично, полный порядок». Приходя к другому брату, смотрит, а у него под святым уголочком валенки, носки, грязно. Чтобы не осудить его, какой он ленивый, надо сказать: «Какая у брата душа боголюбивая, ему некогда даже убирать келью — он все время молится». Всегда надо найти способ, чтобы видеть в человеке только добрые качества.

— Если человек чувствует в себе недостаток любви, как можно это восполнить, воспитать?

— Дефицит любви в себе можно восполнить только у Господа. Господь — источник любви, от него черпаем, наши же силы ограничены. Человек по немощи предает, отдаляется от Бога. А Господь верен и близок. Он всем готов дать Свои блага, но человеку нужно обратиться к Нему искренно. Если человеку не хватает любви, пусть попросит у щедродавца Бога, Который всем дает изобильно.

Так же как у премудрого Соломона написано, если человек ищет премудрости Божией, не надо далеко за ней ходить, она ждет его у порога дома. Господь близок, Он рядом. Величайший дар от Господа — что мы можем Ему молиться, и Он нас слышит. Он всегда рядом, если человек искренне ему молится.

Беседовал Артем Буденный

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм преподобного Силуана Афонского на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Патриаршее служение в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов в Донском монастыре г. Москвы. Хиротония архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

Завершилось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

В Москве открылось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XII заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» [Патриарх : Приветствия и обращения]

В ОВЦС прошел круглый стол, посвященный социальному служению религиозных общин

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»