Информационно-просветительский отдел УПЦ опубликовал перевод интервью главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора изданию news-politics.com.
— Ваше Преосвященство! Недавно в День Крещения Руси мы смотрели и читали, что в крестном ходе, который прошел в Киеве, приняли участие более 300 000 верующих. Поделитесь с нами, пожалуйста, своими эмоциями. В конечном счете, является ли Украинская Православная Церковь самой крупной конфессией в Украине?
— В этом году, по нашим подсчетам, около 350 000 человек стали участниками Великого крестного хода в Киеве. Это самое большое количество людей за все время проведения крестных ходов в Украине вообще и в Киеве в частности. При этом отмечу, что крестный ход проходил во вторник 27 июля, а значит, многие православные верующие нашей Церкви не смогли принять в нем участие по причине рабочего дня. Кроме того, достаточно большое число верующих не имели возможности добраться в Киев в силу финансовых трудностей либо из-за отсутствия транспорта. Подчеркну, что подавляющее большинство верующих добирались в столицу Украины для участия в крестном ходе самостоятельно: люди ехали поездами, электричками, частными автомобилями или автобусами. Поэтому те, кто все-таки смог приехать в Киев, имели твердое желание пройти по улицам столицы Украины с молитвой о мире в стране, о единстве и мирной жизни для Церкви.
— У Вас, наверное, возникнет вопрос о том, почему они это сделали? Что именно подвигло их на такое трудное, как физически, так и материально, мероприятие?
— Дело в том, что последние семь лет Украинская Православная Церковь живет в достаточно трудных условиях. Во время президентства Петра Порошенко Украинская Православная Церковь потеряла несколько сотен храмов, которые были отобраны у нее незаконно и силой представителями «Православной церкви Украины». Кроме того, Верховная Рада приняла несколько антицерковных законов, которые на данный момент упрощают «переходы», как их называют, в «ПЦУ», а по сути — это рейдерские захваты наших храмов. Со сменой власти ситуация несколько изменилась, напряжение отчасти уменьшилось, но ощутимых сдвигов так и не произошло. Все это привело к тому, что наш верующий народ перестал бездействовать и решил выступить в защиту своей Церкви. Речь идет, в первую очередь, о защите молитвенной, соборной. Ведь именно крестный ход является действенным воплощением молитвенного порыва верующего народа.
Однако главная причина в другом. Православный народ Украины, не вдаваясь в богословские тонкости, сердцем и душой чувствует благодатное присутствие Святого Духа именно в Украинской Православной Церкви. Можно много говорить о каноничности, об исторических условиях существования Церкви, о каких-то политических и других вещах, чтобы доказать присутствие Божественной благодати, но все это будет лишь сухой внешней аргументацией, не воздействующей на человеческие сердца. А можно просто жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах Церкви, быть Ее верным чадом, чтобы не только понимать, но и принимать посылаемые Богом благодатные дары. И вот в этом смысле человека обмануть невозможно. Доказательства? Владимирская горка Киева и заполненные крестоходцами улицы и тротуары города 27 июля. Все это — свидетельство безусловного доверия верующего народа нашей страны Украинской Православной Церкви. Вне сомнения, Украинская Православная Церковь — самая большая религиозная конфессия в Украине. И не надо абсолютно никаких соцопросов, чтобы понять это. Очевидно, что убеждать общественность после празднования дня памяти князя Владимира и Крещения Руси в том, что большинство верующих Украины поддерживает какую-то другую конфессию, а не Украинскую Православную Церковь, может либо слепой, либо откровенный лжец. Ни одна другая религиозная организация страны не способна собрать на улицах столицы столько народа, сколько вышло в поддержку Украинской Православной Церкви, особенно если учесть те условия, в которых мы существуем.
Вы спросите: какие эмоции мы испытали во время крестного хода? Неимоверная радость, духовный подъем, ощущение присутствия благодати Божией. Кроме того, осознание нашего единства. Да, мы едины во Христе во время Причастия. Но мы так же едины и во время совместной молитвы. Ведь Сам Господь сказал, что Он посреди двух или трех, собранных в Его имя, — а нас собралось несколько сот тысяч! Крестный ход в 2021 году стал настоящим свидетельством нашего единства и торжеством нашей веры.
— Расскажите нам о ситуации в Украине на сегодняшний момент. Стала ли она лучше за последние два года? Что Вы можете сказать о нападениях на верующих и захватах храмов?
— Как я уже упоминал выше, ситуация мало изменилась. Сразу же после предоставления Патриархом Константинопольским Варфоломеем «томоса» об автокефалии двум раскольническим структурам нашей страны, в течение первых нескольких месяцев наши верующие пережили всплеск небывалого ранее давления на Церковь. Захваты храмов и попытки захватов часто сопровождались актами вандализма и физического насилия со стороны приверженцев «ПЦУ». В наших храмах выламывали двери; были случаи, когда на улицу выбрасывали Святые Дары, выносили престол. Несколько раз верующих Украинской Православной Церкви, включая людей пожилого возраста, жестоко избивали. Все это происходило при попустительстве или молчаливом согласии предыдущего правительства.
С приходом к власти Владимира Зеленского ситуация стала несколько иной. В частности, на уровне центральной власти была попытка выдержать определенный паритет. По крайней мере, так было до тех пор, пока Зеленский не пригласил Патриарха Варфоломея в Украину. А вот на уровне местной власти, к сожалению, во многих случаях проблемы никуда не исчезли. Долгое время нашему президенту удавалось сохранять нейтралитет, который сейчас в какой-то мере нарушен в пользу «ПЦУ». Однако такая позиция заведомо проигрышная, о чем свидетельствуют итоги правления предыдущего президента Украины Порошенко. Хочу только напомнить, что в истории Церкви поддержка отколовшихся от нее структур и попрание вековых церковных канонов ни к чему хорошему никогда не приводили. Война против Церкви — это не только борьба с Богом и вызов собственному спасению, но и конец политической карьеры и стабильной жизни. Недаром Священное Писание говорит отдавать кесарево кесарю, а Божие — Богу.
— Константинопольский Патриарх Варфоломей собирается посетить в августе Киев. Будет ли этот визит иметь положительный итог с учетом всех указанных выше проблем, которые возникли после его решения предоставить «томос» два года назад?
— Действительно, насколько нам стало известно из СМИ, Патриарх Варфоломей собирается посетить Украину с официальным визитом. Учитывая развитие событий в церковной жизни нашей страны, миллионы верующих Украинской Православной Церкви выступают против приезда главы Константинопольской Церкви в Украину. Почему? Потому что наши верующие уже научены горьким опытом и знают, что этот визит принесет страдания миллионам православных украинцев. Уже неоднократно высказывались опасения, что после приезда Константинопольского Патриарха произойдет смена политического вектора и возвращения на тот курс, которому следовала предыдущая власть страны до 2019 года. Это означает, что количество захватов храмов может существенно увеличиться, а, значит, возрастет и уровень насилия по отношению к Украинской Православной Церкви. Ведь Патриарх Варфоломей не может не понимать, что его приезд в Украину будет воспринят националистическими радикальными силами как призыв к действию. И если он говорит о любви ко всем украинцам, то ему следовало бы воздержаться от запланированного визита.
С другой стороны, глава Константинопольского Патриархата, как первый среди равных по чести епископов Вселенской Православной Церкви, мог бы публично осудить акты насилия по отношению к Украинской Православной Церкви, призвать своих духовных чад из «ПЦУ» прекратить порочную практику захватов храмов, избиения верующих Украинской Православной Церкви. Он мог бы остановить целевой поток оскорблений, клеветы и злости, направленных на нашу Церковь. Однако он этого ни разу не сделал.
Естественно, что в сложившихся обстоятельствах его приезд не может вызывать одобрения со стороны миллионов верующих нашей Церкви. Это можно сравнить с тем, как если бы в Украину собирался приехать Папа Римский в начале 90-х прошлого века, когда униаты ежедневно и повсеместно захватывали наши православные храмы во Львове, Ивано-Франковске, Луцке, Тернополе (на территории западной Украины). Какой могла бы быть реакция верующих, пострадавших от этих захватов и оставшихся на улице за стенами отобранных у них храмов, которые строили они сами, их деды и прадеды? Конечно же, негативной. Как в 90-е годы, так и сейчас.
Вот такие настроения в отношении визита Патриарха Варфоломея, вызванные его действиями в Украине, преобладают среди нашей паствы. Тем не менее, мы надеемся, что глава Константинопольской Церкви, внимательно изучив реальную, а не виртуальную ситуацию в Украине, примет мудрое решение, чтобы не обострять существующие проблемы в религиозной жизни нашей страны.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru