Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Александро-Невской лавре начал работу проект «Современное изобразительное церковное искусство»

В Александро-Невской лавре начал работу проект «Современное изобразительное церковное искусство»
Версия для печати
6 октября 2021 г. 12:18

5 октября 2021 года проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылся молебном в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры

Богослужение совершили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса Академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм.

Открывая пленарное заседание в новом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии и пресс-службы Лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. В зале были установлены две иконы: уже упомянутая выше икона студентов иконописного класса и написанный в Лавре образ, получивший название «Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми».

«Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна — и материалы другие, и люди другие, — сказал владыка Назарий.— При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, — именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, — это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец — скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника — это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя».

Епископ Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь — небесный покровитель и духовной Академии, которая до революции носила название Александро-Невской.

Пленарное заседание вел главный куратор проекта, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация.

Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Н. Кутейникова коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, которое, по ее словам, отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, а также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую Гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) — на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография, например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм — была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», — заключила лектор.

Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском и Сампсониевском соборах и в храме Спаса на Крови. 

В продолжение был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами") XV века», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый "старый" облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому».

Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник подробно рассказал об этой технологии, а также коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Выступающий отметил, что «мастерство не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки.

Завершил первый день работы проекта круглый стол на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры».

Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой проекта можно ознакомиться на сайте

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм преподобного Силуана Афонского на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Патриаршее служение в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов в Донском монастыре г. Москвы. Хиротония архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Саратовской духовной семинарии прошли организованные Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

Состоялось очередное пленарное заседание Синодальной комиссии по биоэтике

Митрополит Псковский Тихон награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Состоялась церемония награждения победителей детско-юношеского конкурса, посвященного благоверному князю Александру Невскому

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации подвели итоги конкурса, посвященного святому князю Александру Невскому

В Махачкале открылась выставка, приуроченная к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

Исторический образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возвращен в Храм Христа Спасителя

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

Открывается небо и жизнь вечная. Иконография праздника Успения Богородицы [Статья]

Другие новости

В Издательском Совете прошел круглый стол «100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России»

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Ташкенте открылась выставка-форум «Радость Слова»

В Минской духовной академии представлена уникальная почтовая экспозиция «Беларусь православная»

Председатель Финансово-хозяйственного управления принял участие в открытии выставки «Архитектура духа» — финала ежегодного фестиваля «Открытый город» в Москве

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов