Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви
Версия для печати
6 ноября 2021 г. 19:55

3 ноября 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Новейшая история и современное состояние Элладской Церкви» выступил доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии А.Г. Зоитакис.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик отметил, что отправной точкой своего повествования он избрал национально-освободительную революцию 1821-1828 годов, когда после многовекового османского ига часть Греции обрела независимость. А.Г. Зоитакис назвал ключевые причины обретения страной самостоятельности:

  • значительная часть народа мыслила имперски, а не националистически и ностальгировала по Византийской империи;
  • участники революции вдохновлялись Церковью: в эти годы в ходе карательных операций османов и боевых действий погибло до 80 епископов, множество священников и монахов, которые внесли свой вклад в победу.

Вместе с тем, наиболее состоятельная часть общества — купечество, вступая в экономические отношения с западными державами, неизбежно перенимала идеи и ценности Великой французской революции. «Поэтому XIX и XX века станут для Греции временем столкновения традиционализма и западничества», — подчеркнул историк.

А.Г. Зоитакис отметил, что первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия проводил национально ориентированную политику, главной целью которой было сохранение роли Православной Церкви в государстве. Однако после его убийства, произошедшего при участии западных держав, в Греции начался период иностранного правления (так называемой баварократии) и на престол взошел принц Отто Виттельсбах. Характерными чертами его правления стали:

  • секуляризация, в результате которой насильственному закрытию и разграблению подверглись 412 из 563 монастырей 412 и последовательная антимонашеская политика;
  • борьба с византийским наследием;
  • гонения на духовенство, не приемлющего подобной политики;
  • автокефализация Православной Церкви, главой которой был объявлен король, не желающий принять Православие;
  • активизация деятельности протестантских миссионеров и создание ими ряда колледжей, которые впоследствии будут воспитывать греческую элиту.

«Сложившуюся ситуацию в ХХ веке меняют миряне, которые обращаются к традиционному Православию. Самым известным из них был Фотис Кондуглу — фигура малоизвестная в России, однако, именно он стоял у истоков возрождения церковной иконописи, народной и церковной византийской музыки, литературного наследия», — отметил докладчик.

«Трагическим для Греции стал старостильный раскол, связанный с введением нового календаря, который поддержали либеральные политики. Однако благодаря сопротивлению народа и упомянутых представителей интеллигенции глобальные реформы в Церкви — отмену постов и т.д., которые должны были внутренне перестроить ее на западный манер, осуществить не удалось. Вместе с тем, вследствие старостильного раскола от Церкви отпали сотни тысячи человек, которые впоследствии образовали несколько религиозных течений и радикализировались. Именно в этот период политики начинают активную антикоммунистическую пропаганду и пытаются склонить Церковь на свою сторону», — считает А.Г. Зоитакис.

После Второй мировой войны, когда Греция в результате военных действий потеряла до 10% населения, в стране началась многолетняя кровопролитная гражданская война. «Это неизбежно повлекло разделение народа и, как следствие, разделение Церкви. В этой войне часть духовенства, в том числе и некоторые епископы, поддержала партизан-коммунистов», — отметил историк.

Говоря о реалиях современной жизни Элладской Православной Церкви, А.Г. Зоитакис констатировал, что за последние 20 лет этноконфессиональный состав Греции существенно изменился, что связано с прибытием в страну легальных и нелегальных мигрантов и возрастанием количества приверженцев ислама. «В греческой прессе сегодня идет антицерковная кампания, в рамках которой Таинства и традиции Православной Церкви подвергаются порицанию. Общая тенденция дехристианизации общества последних десятилетий коснулась и Греции: так ряд православных праздников (например, День трех святителей — покровителей греческого образования) полностью утратили христианский компонент, иконы убираются из общественных мест», — отметил докладчик.

«Вместе с тем, нельзя забывать о том, что в 1960-е годы произошел расцвет греческого богословия,  церковно-исторических наук, монашества, в Церковь пришло множество одаренных людей. Сегодня и духовенство, и народ в основной массе относятся с большой симпатией к России и Русской Церкви», — считает историк.

Затронув сферу межправославных отношений А.Г. Зоитакис отметил, что «сегодня часть епископата и духовенства Греции принимают украинских раскольников, другие же напротив — дистанцируются от них и сослужат только с представителями канонической Церкви». «При этом эти иерархи сослужат друг с другом и с духовенством из других Православных Церквей. С канонической точки зрения это — абсолютно хаотичное состояние. Все это напоминает ситуацию между Первым и Вторым Вселенскими Соборами, когда Церковь разделилась на множество течений и представители этих течений так же хаотично находились в общении друг с другом. Тогда выход был найден и Церковь воссоединилась. И сегодня потенциал и здоровые силы для этого соединения есть в греческом Православии и я верю, что со временем, на базе канонов и догматов это разделение удастся преодолеть», — заключил историк.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года) [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Настоятель подворья Русской Церкви в Бейруте принял участие в рождественском богослужении в г. Хадат

Настоятель Подворья Русской Церкви принял участие в рождественской Литургии в Патриаршем соборе в Софии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Митрополит Кифирский Серафим призвал Православные Церкви дать оценку антидуховным действиям властей Украины

Преставился ко Господу иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Герман (Параскевопулос)

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Более 400 верующих выступили против участия главы «ПЦУ» в праздновании памяти Тасосских святых в Греции

Другие новости

Настоятель подворья Русской Церкви в Бейруте принял участие в рождественском богослужении в г. Хадат

Настоятель Подворья Русской Церкви принял участие в рождественской Литургии в Патриаршем соборе в Софии

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 25-летия московского Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

МИД России выразил надежду, что Сирия и впредь останется родиной для всех своих граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности

Состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна

Святейший Патриарх Кирилл выразил сочувствие и полную поддержку Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви