Выставка проектов великого русского зодчего Андрея Воронихина открылась 17 марта в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Она приурочена к 250-летию со дня рождения одного из лучших мастеров русского классицизма конца XVIII — начала XIX века.
Наибольшую ценность представляют листы из проекта Казанского кафедрального собора. Генеральный план участка (1801-1804) позволяет оценить градостроительный замысел Воронихина: сооруженный им храм стал одной из архитектурных доминант имперской столицы и центром ансамбля Невского проспекта в районе Екатерининского канала.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) родился в семье крепостных. Обучался живописи в мастерской на Урале, затем в Москве и Санкт-Петербурге, брал уроки в Европе. В 1786 году получил вольную. Окончил петербургскую Академию художеств, со званиями академика живописи и архитектора.
Будучи профессором академии, начал работу над проектом своего знаменитого творения — Казанского собора (1801-1811). О комплексном подходе зодчего к проекту свидетельствуют представленные в экспозиции листы с видами иконостаса (1809) и ограды (1810).
А. Воронихин — автор ряда надгробных памятников на кладбище в Мартышкино. Из неосуществленных замыслов ценность для специалистов представляют проекты перестройки Исаакиевского собора и храма-памятника войне 1812 года в Москве.
После смерти архитектора его графическое наследие перешло к племяннику, ставшему губернским архитектором в Рязани. От него чертежи попали к другим родственникам, у которых в начале XX века коллекцию приобрел князь В.Н. Аргутинский-Долгорукий.
Около 100 чертежей меценат пожертвовал Музею Старого Петербурга, приемником которого стал ГМИ города.
«Вода живая»/Патриархия.ru