Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
20 апреля 2022 г. 14:31

20 апреля 2022 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот день мы вспоминаем два евангельских события: предательство Иуды и омовение Спасителя драгоценным миром, которое совершила грешная женщина, отдав на приобретение этого мира все то, что она имела. Евангелие противопоставляет две личности: Иуду, который ради денег предает Спасителя, и женщину, которая тратит сумму многократно большую, чем несчастные 30 сребреников, чтобы купить миро и приуготовить Тело Спасителя к погребению — не зная, конечно, что она помазывает Его перед погребением. Это был чистосердечный дар, дар от всего сердца, дар величиной во всю жизнь, потому что скопить сумму, равную стоимости драгоценного мира, было очень непросто. Миром помазывали царей, это был атрибут высшей власти и, естественно, особая драгоценность, недоступная для простых людей. Но женщина, потратив все, что имела, купила драгоценное миро и помазала Спасителя. А Иуда, увидев то, что произошло, вознегодовал, потому что был вор, и пошел и предал Спасителя. Предал Того, Кем был призван, предал Того, Чьи чудеса он видел. Не понаслышке знал, не из каких-то письменных текстов — видел лицом к лицу Божественные чудеса, видел все, что Господь совершал, слышал каждое Его слово — и предал.

О чем это говорит? Это говорит о том, что видимая близость к Богу не является гарантией верности. Я застал и хорошо помню гонения на нашу Церковь во времена Хрущёва — так называемые хрущёвские гонения начала 60-х годов. Надо сказать, эти гонения организовывались очень хитроумно. Чтобы повлиять на большое количество верующих, подтолкнуть их к разрыву с Церковью, властью избирались священнослужители, внимательно изучалась их биография, а потом с ними беседовали и предлагали публично отречься, с тем чтобы подать «правильный пример» народу. По крайней мере один среди таких предателей был выдающийся профессор богословия. Правда, во время своего служения в качестве пресвитера он совершил некие канонические проступки и не мог совершать Литургию, но в рясе, хоть и без креста, восседал на кафедре, читая лекции студентам тогдашней Ленинградской духовной академии. А потом громко хлопнул дверью и ушел, призывая всех последовать за ним. Но практически никто не ушел — впустую был хлопок! Отдельные лица, опять-таки под сильным давлением власти, которая чаще всего имела на них компромат, принуждались к отречению, но народ им не верил, и потому хрущёвские гонения провалились. Церкви закрывали, многих верных священников лишили возможности служить, имели место запреты на проповедь, но Церковь все выдержала, и верующий народ наш выстоял.

Эта история из сравнительно недавнего бытия нашей Церкви перекликается с сегодняшним днем. Апостол, все знавший, предал, как тот профессор богословия, а простая женщина отдала все свое имение, чтобы помазать Господа и Спасителя, приуготовляя Его к погребению. Вот так и в трудные времена гонений на Церковь, свидетелем которых я был, множество людей молились в храмах, и часто мужчины боялись ходить, понимая, что посещение храма может лишить их работы, а женщины наполняли храмы и ничего не боялись, подобно той, которая не побоялась возлить миро на главу Спасителя.

Примеры из евангельской истории, из истории Церкви призывают нас к верности. Сегодня все, казалось бы, благополучно, никто не требует отречения от Церкви. Наоборот, священник может идти в рясе по городу, и еще есть те, кто подходит под благословение. По телевидению идет трансляция богослужений. Религия, Церковь, Православие заняли определенное и достойное место в общественной жизни. Но враг рода человеческого даже в таких условиях умеет соблазнять, в том числе священнослужителей, дезориентируя, подталкивая многих или некоторых (не знаю, только на Страшном Суде это будет явлено) к изменению приоритетов, когда служение Господу перестает быть единственной и главной задачей жизни. А ведь все остальное вторично — даже забота о здоровье, о семье, о деньгах, о доме. Все вторично — первично только служение Господу. И если наше современное духовенство не соблазнится, если изберет правильные приоритеты в своей жизни, то обретет великую награду от Господа — и в этой жизни, и в жизни вечной.

Но я не хочу, чтобы мои слова были обращены только к духовенству, — они обращены к каждому верующему. Мы должны помнить, что главное в нашей жизни — это вера наша, которая дает возможность обрести жизнь вечную с Богом. А жизнь вечная несоизмерима с жизнью физической, которая лишь мгновение по сравнению с жизнью вечной. И если мы в той, вечной жизни, в которую верим, хотим быть с Богом, хотим пребывать в Его благодати и радости, а не оказаться с диаволом, то мы должны здесь, сейчас избрать веру, благочестие, молитву как главный и основной приоритет своей жизни. Вот наш приоритет, и если все это будет первенствовать в нашей жизни, то все остальное устроится, потому что нам будет споспешествовать Сам Господь.

И мои слова я обращаю — еще раз хочу сказать — не только к духовенству, хотя к духовенству в первую очередь, но ко всему нашему верующему народу. Помните, что вера православная — это не только посещение храма раз в месяц, или раз в неделю, или раз в год. Вера православная — это каждодневная молитва, это обращение к Господу и словами молитв, и своими собственными словами, а самое главное — это жизнь, которую мы должны выстраивать в соответствии с Божиими заповедями, с Божиим повелением. И если всё будет так, то и жизнь наша станет в каком-то смысле жертвой Господу — подобно тому, как евангельская жена приобрела на все деньги, которые имела, драгоценное миро, чтобы возлить на главу Спасителя. Наши добрые дела, конечно, несравнимы с милосердием той женщины, но они могут умилостивить Господа, а нам дать надежду на прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Божественные слова, которые мы сегодня слышали, удивительный евангельский рассказ, который был нам сегодня предложен, — всё это относится к каждому из нас.

Да оградит нас Господь от того, чтобы пойти по пути Иуды. Да поможет каждому, в меру сил, повторить то, что совершила та женщина. Отдать Господу то, что имеешь, — свои способности и таланты, свое образование, свое время, свою любовь. Это и будет наше помазание миром Господа и Спасителя. И да поможет нам всем Господь именно так, а не иначе, совершать свой жизненный путь, священнослужителям — совершать свое пастырское служение, а всем вместе — духовенству, мирянам, всему нашему народу — и делами, и словами прославлять Единого Господа и Спасителя нашего, даровавшего нам возможность иметь жизнь вечную в общении с Богом в Божественном Его царстве. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы