5 июня 2022 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Евсевий!
Господь и Бог наш Иисус Христос по неизреченному хотению Превечного Отца ныне ниспослал Духа Утешителя, Который по молитвам архипастырей и всего церковного собрания, сошедшегося под сводами сего святого храма, соделал тебя епископом Церкви Православной. Свершилась воля Небесного Владыки, Святого и Истинного (Откр. 6:10), явленная в решении Священного Синода, и тебе надлежит совершать служение на Слуцкой кафедре.
Как Предстоятель Церкви, коему вверено особое попечение о домостроительстве многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10), я обращаю к тебе настоящее слово с призывом сохранить в сердце своем всё, что надлежит тебе услышать в этот духовно значимый день твоей жизни.
Создатель, от Негоже ничто не может быть утаено, по мудрому предведению Своему избрал тебя от людей Своих, дабы ты воспринял на свои рамена омофор и, приняв в руки архипастырский жезл, вышел на пажити Христовы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Промыслом Вседержителя ты был храним и предуготовляем к нынешнему событию. Твое духовное возрастания было непосредственно связано с Свято-Успенской Жировичской обителью — монастырем, имеющим важнейшее значение для истории и современности всего Белорусского Православия. Здесь ты начал свои труды послушника. Здесь же, после принятия монашеского пострига и рукоположения в священный сан, нес и иные ответственные послушания, служил пользе церковной в должности келаря, заботясь об обеспечении братии всем необходимым. Видя твое горячее желание быть полезным делу Божию, Священноначалие поручило тебе иметь попечение об организации монашеской и литургической жизни в возрождающемся Свято-Елизаветинском Лавришевском мужском монастыре. Наместничество в этой обители обогатило тебя новым опытом, дало возможность испытать себя на ниве руководства иноками, ищущими спасения. Тебе довелось выполнять ответственное послушание благочинного монастырей епархии, а также работать в епархиальном совете. Убежден, что все это было непростым опытом, но именно таковой опыт и стал для тебя значимой ступенью твоего пути.
«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18), и днесь ты стоишь посреди храма, облаченный в архиерейские одежды. Помни же во все дни жизни своей, что епископство — это не только духовная власть, не только высокий статус и великолепие богослужебного чина. Главным образом и прежде всего это безмерная и ни с чем не сравнимая ответственность за Церковь Христову. В нынешние времена все мы, к сожалению, являемся свидетелями того, как враг рода человеческого делает всё возможное для того, чтобы помешать спасению людей, разрушить церковное единство верных, отторгнуть их от Церкви, которая, по слову апостола, одна только есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Никаких иных столпов, утверждающих истину, в мире не существует, потому что истина, которую утверждает Церковь, есть та, от принятия которой зависит не только благополучие человека в жизни сей, но и жизнь вечная.
Сегодня роль и значение епископа как лица, вокруг которого собирается община, особенно очевидна и значима, ибо, как свидетельствует священномученик Игнатий Антиохийский, «где будет епископ, там должен быть и народ, так же как: где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» (К Смирнянам, VIII).
Церковь во все времена остается тождественной самой себе. Неизменность ее миссии основывается не на человеческом факторе (это было бы просто невозможно, ибо человеческий фактор быстро меняется), но на Главе Церкви, Который есть Сам Иисус Христос, а также на общности пребывающего в ней Духа Святого, Который наставляет «на всякую истину» (Ин. 16:13) и силой Своей соединяет людей в эту общность. Это Божественное единство — залог нашего спасения. Без пребывания в Церкви невозможно пребывать и в благодати Божией и, следовательно, невозможно обрести Царствие Небесное. Пусть это воспримут и запомнят все, кто дерзает говорить: в Бога верю, а в церковь не хожу. Не ходишь в церковь — закрыты для тебя врата Царствия Божия. Великий святой Древней Церкви святитель Киприан Карфагенский прямо говорит: «Всё, что только отделилось от жизненного начала, не может с потерею спасительной сущности жить и дышать особой жизнью» (О единстве Церкви). Так сказано о единстве Церкви, о тех, кто отпадал от этого единства. Поэтому надо твердо свидетельствовать о том, что всякое разделение, разрушающее наше единство со Христом и Его Церковью, совершенное ради любых политических, социальных или иных человеческих целей, есть раскол и не может быть оправдано. Оно является настоящей катастрофой, поскольку лишает человека самого главного — общения с Богом. Святитель Василий Великий строго предупреждает о последствиях подобных действий. Вот его слова: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство» (1-ое каноническое послание Амфилохию Иконийскому).
Будь же всегда тверд в исповедании своей веры. Храни единство, заповеданное нам Христом и Его апостолами. Делай всё от тебя зависящее ради утверждения канонического Православия во вверенном тебе уделе. Пребывай в единомыслии с Предстоятелем Церкви, Экзархом владыкой Вениамином и собратьями-архипастырями — и да не отступишь ты от Истины.
Хотя ответственность епископского служения настолько велика и безмерна, что никому невозможно достойно понести ее, вместе с тем помни, что, по слову Божию, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Когда будут ослабевать твои физические, а может быть, и духовные силы, укрепляйся молитвой, проси Господа помочь. Тогда почувствуешь, как невидимой силой поддерживается твое немощное естество, как укрепляются твои руки, во время молитвы воздеваемые вместе с сердцем к Богу, как укрепляется твоя верность Господу. Укреплением же в твоем делании по созиданию Церкви Господней и по утверждению ее единства да будет тебе совершение Божественной Евхаристии, которая сама по себе является очевидным, зримым выражениям собирания всех людей ради участия в «общем деле» — Литургии, что в переводе с греческого и означает «общее дело». Все вместе мы совершаем Литургию — и епископы, и священники, и диаконы, и миряне, — когда возносим Господу молитву, и через благословение хлеба и вина, совершаемое предстоятелем литургического собрания, являются и даруются нам Истинное Тело и Истинная Кровь Господня.
Будь достойным продолжателем трудов архипастырей, прежде тебя работавших Богу на Слуцкой земле. Содержи в памяти своей пример верности Православию иерархов, в эпоху испытаний твердо противостоявших попыткам любых духовных подмен. Заботься о том, чтобы молодое поколение наших современников приобщалось к ведению Евангелия. Имей особое попечение о развитии социального служения, то есть совершения реального добра для ближних своих, а также о просветительской и катехизаторской деятельности.
Напутствованный сими словами, прими же теперь в руки архипастырский жезл и от полноты даров, ниспосланных тебе сегодня за Божественной литургией, благослови народ православный, возносивший вместе с нами молитвы о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси