Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Владимир Легойда: «Нам все равно жить рядом...»

Владимир Легойда: «Нам все равно жить рядом...»
Версия для печати
6 июля 2022 г. 17:25

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, профессор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации Владимир Романович Легойда дал интервью «Литературной газете», в котором, в частности, размышляет о том, как отражаются на Церкви и обществе украинский кризис и конфликт с Западом (№ 27 (6841), 06.07.2022). 

— Владимир Романович, вы ведь не из религиозной семьи? Что привело Вас к вере?

— Родился я в Казахстане, в Кустанае, в обычной советской семье. Как пришел к вере? Началось все с русской литературы — Достоевский, Толстой, Лесков. В конце 80-х — начале 90-х заболел русской религиозной философией, когда журнал «Вопросы философии» стал публиковать труды «запрещенных» философов. Для меня это в первую очередь Франк с его «Крушением кумиров» и «Смыслом жизни». А знакомство с практическим православием произошло в США, где я учился по обмену в 1993-1994 годах. Но что там, за границей, есть русского? А вот — храм. Так и я пришел в Церковь.

— Возможно, были и люди, особенно повлиявшие на Вас?

— В моей жизни есть три человека, которых я называю своими главными учителями. Мой первый учитель — Вячеслав Николаевич Дьяков, он из Кустаная. Второй мой учитель — Юрий Павлович Вяземский, автор и ведущий программы «Умницы и умники», заведующий кафедрой в МГИМО, мой научный руководитель… Я «мучил» Юрия Павловича с первого курса, потом мы подружились и дружим до сих пор. В общем, это уже семья. Очень многим я обязан и покойному ныне отцу Герману (Подмошенскому). Его отца расстреляли, мама вынуждена была уехать, и он оказался сначала в Европе, потом в Америке. Отец Герман вместе с иеромонахом американцем Серафимом (Роузом) основали в Калифорнии знаменитый сегодня монастырь в Платине.

— Вы наверняка знаете выражение, приписываемое то Лао Цзы, то Конфуцию: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Господь так наказывает неразумных homo sapiens?

— Я в таких случаях отвечаю — здесь у меня недодумано. Как говорил в моей программе «Парсуна» замечательный историк-антиковед Игорь Евгеньевич Суриков, законы истории, может быть, и есть, но мы их точно не знаем. А вот закономерности, пожалуй, существуют, и мы способны их определить. Но не думаю, что мы можем проникнуть в Промысл Господний. Мы знаем, что в христианской эсхатологической перспективе все заканчивается Страшным судом, а не победой добра на земле. Наверно, любое время для человека — это время испытаний, которые нас как-то проявляют. Вот ведь и пандемия многим казалась страшным испытанием. А сейчас я тоскую по первым «самоизоляционным» месяцам, ведь в эти месяцы вынужденного затворничества было многое прочитано и продумано.

— Но для чего-то же нам посылаются испытания?

— Один московский священник, недавно побывавший в Мариуполе, сказал, что при всем трагизме ситуации «там все настоящее». Но почему Господь ставит нас в такие условия? Вот умнейший Александр Сергеевич Ходаковский считает, что испытания посылаются, чтобы вырвать нас из комфортного состояния. Я возразил: но ведь были же люди, которые жили в комфортной среде, и жили честно, ходили в церковь, жертвовали на благотворительность, — их-то зачем вырывать из комфортного состояния? Ходаковский ответил: а может, их существование не было для них комфортным?

— Говорят, Бог никогда не дает креста не по силам…

— Мне очень нравится притча о человеке, который жаловался, что у него очень тяжелый, непосильный крест. Господь сказал ему: выбери себе крест сам. Человек выбрал самый маленький крестик. И Господь сказал: так это твой и есть. Но, как заметил один священник, крест — это всегда не по силам. Это ведь не случайный образ — Христос, падающий под тяжестью креста. По-моему, главное — достойно встретить испытания и перемены.

— Сегодня внимание мира обращено к происходящему на Украине. Что случилось с этой страной и ее народом за последние восемь лет?

— То, что там происходило и происходит, — это трагедия. Когда идут боевые действия и гибнут люди, это всегда страшно. На Украине очень сильно переплелись желания политиков разыграть религиозную карту и личные амбиции Филарета Денисенко, обиженного за то, что его не избрали Патриархом Московским, и создавшего Киевский патриархат. Украинская власть попыталась привнести земную человеческую логику в религиозную жизнь и привести церковные границы в соответствие с границами государственными. Да, Церковь всегда уважала государственные границы, но Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации, мы присутствуем в шестнадцати странах. Зачем же ломать то, что духовно едино?

— Вам ведь часто приходилось бывать на Украине с Патриархом Кириллом во время его визитов в эту страну? Как принимали там Святейшего?

— Патриарх ездил на Украину ежегодно, даже по нескольку раз в год, начиная с 2009 и до 2014 года. И тогда уже было понятно, что наши «партнеры» работали там по полной программе. А вот мы, как оказалось, слишком уповали на то, что «мы же братья». Я не разделяю позиции «они плохие, а мы хорошие» именно потому, что мы в полной мере несем ответственность за случившееся с Украиной. На днях один наш депутат вернулся из Донбасса и привез школьные учебники. Читаешь их — волосы дыбом встают. А ведь так годами учили детей. Но я тяжело воспринимаю, когда, критикуя другую сторону, мы делаем то же самое. Иногда приходится видеть, как люди в патриотическом порыве просто дышат ненавистью. Как можно в здравом уме предлагать использовать на Украине тактическое ядерное оружие и всерьез призывать «шарахнуть»?

— Противоречия с Западом — это экзистенциальные и непреодолимые цивилизационные противоречия, о которых писали многие русские философы, например Данилевский? Или мы все-таки перебарщиваем с «разностью»?

— Я с большим уважением отношусь к труду Данилевского «Россия и Европа», считаю его очень глубоким и важным. Отвечая на Ваш вопрос, замечу, что у европейской или западной культуры есть три основания — Афины, Рим и Иерусалим. Афины — это философия, Рим — право, Иерусалим — христианство. Не я придумал эту схему, позволяющую сравнивать европейскую культуру с другими. Конечно, у европейской культуры нет никаких общих основ, например, с культурой китайской. У России же есть два из трех европейских оснований — философия и христианство. А вот с римским правом у нас как-то не вышло. Но два-то основания точно есть. И все-таки мы действительно разные. Возьмите «Повесть временных лет». Она написана уже после церковного раскола 1054 года. Но когда автор описывает выбор веры, случившийся в X веке, князь Владимир выбирает между Римом и Константинополем, а ведь Церковь в те времена была еще едина. Значит, какие-то разломы существовали уже тогда. Но, наверное, эта «разность» связана не столько с древними различиями, сколько с сегодняшней потерей религиозной идентичности самой Европой. Несколько лет назад один мой знакомый бельгиец, убежденный католик, говорил: «Даже у вас в стране нет восприятия России и ее Президента как последнего оплота традиционных христианских ценностей». И ведь многие консервативные христианские мыслители в Западной Европе именно так и смотрят на Россию. Думаю, дело здесь не только в нашей позиции, но и в потере Европой своей христианской идентичности. Вы же помните, как пытались внести в европейскую конституцию хоть какие-то упоминания о христианстве как основе европейской цивилизации и как все это старательно вымарывалось. Правда, конституция Европейского союза так и не вступила в силу. Но, может быть, когда мы находимся внутри исторической ситуации, ее невозможно оценить. Никто в 1991 году не мог оценить последствий распада Союза. И только сейчас мы начинаем видеть масштабы этой катастрофы. Происходящее сегодня станет понятно лет через 10-15.

— Церковные иерархи тоже считают, что «мы упустили Украину»?

— Русская Церковь — один из главных мостов связи с Украиной, и у нас было церковное единство, заповеданное нам еще в Евангелии. Никогда не забуду, как в 2009 году, во время первого визита вновь избранного Патриарха Кирилла на Украину, вдоль дороги в окрестностях Киева стояли какие-то люди с плакатами «Геть московского попа!». Ну дали им по триста гривен, они и вышли «протестовать». Патриарх попросил остановить автомобиль и благословил этих людей. Они тут же побросали свои плакаты, молитвенно сложили руки и заголосили: «Ой, батюшка, ой, Святейший!..» Сегодня священники Украинской Православной Церкви живут с пистолетом у виска, и это не метафора. Но, несмотря ни на что, Церковь остается важной соединяющей силой, и эти глубинно-культурные связи сложнее всего разорвать. Нам все равно и дальше жить рядом, и я не вижу других глубинных основ для возвращения к нормальным отношениям, кроме религиозных.

— Но есть факт разделенной Церкви. Как быть с этим после завершения российской операции на Украине?

— Когда наша Украинская Церковь была все эти годы под постоянным давлением, мы неустанно повторяли, что любые вопросы религиозной жизни должны решаться не в политической, а в церковной канонической логике. К этому мы и призывали Константинополь, который нас не слушал. Как бы ни складывалась политическая обстановка, Церковь будет выступать за решение всех вопросов каноническим путем и против вмешательства власти в эту ситуацию. Нас обвиняют в «слиянии» и «сращивании» с государством, но наша Церковь свободна в своем самоопределении. Да, государство нам помогает, но государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви. А этого не было не то что в советские времена, этого вообще никогда не было — ни в Х веке при князе Владимире Красном Солнышке, ни при Иоанне Грозном, ни тем более при Петре I и далее.

— Возможно, Русская Церковь учла свой опыт и поняла, что лучше не уподобляться некоему «министерству по религиозным делам»?

— Может, и так, хотя нас и пытаются упрекать в «сращивании с государством». Но при свободе, которую мы очень ценим, и при конструктивных отношениях с государством, которые мы называем соработничеством, — в России Церковь и государство не могут существовать друг без друга, как мне кажется.

— В свое время я имел счастье общаться с мудрейшим человеком, покойным ныне литовским владыкой Хризостомом, и он был уверен, что православные Литвы никогда не отойдут от Москвы. Но вот уже пошли разговоры о возможном обособлении Литовской Церкви от Московской Патриархии. Выходит — «или Московская Патриархия, или ничего»?

— Скажем, если вернуться к Украине, то одним из наших основных аргументов в диалоге с Константинополем было, что сама каноническая Украинская Церковь не ставила вопроса об автокефалии. Кстати, не звучало слово «автокефалия» и на недавнем киевском Соборе 27 мая. Церковь должна сама ставить этот вопрос, и он будет рассматриваться согласно церковным правилам. Наивно выглядят попытки рассуждать в понятной бытовой логике — «раз у нас независимое государство, значит, в нем должно быть все независимое — и экономика, и культура, и религия». Даже экономика в любом нормальном государстве не варится в собственном соку, а становится частью мировой экономики. А здесь мы говорим о глубинных, фундаментальных вещах. И если человек понимает, как устроена жизнь в Церкви, он никогда не станет требовать полного отделения. Статус Церкви не должна определять политическая конъюнктура. У политиков логика другая. Они рассматривают единство Церкви не как возможность, а как угрозу! И в этом их ошибка, потому что никакой угрозы для политического суверенитета той же Литвы единство Русской Церкви не представляет.

— В начале мая Евросоюз предложил ввести санкции против Патриарха Кирилла. Как Святейший воспринял это?

— Патриарха санкциями не удивишь и не запугаешь, на него, можно сказать, с детства пытаются наложить санкции, да и семья его подвергалась серьезнейшим испытаниям. Когда ему, еще ребенку, сказали: мы должны принять тебя в пионеры, он ответил: «Хорошо, но тогда я буду в галстуке ходить в церковь». И от него отстали. Если, будучи ребенком, он проявил такую силу духа и веры — что ему санкции Евросоюза? При нашем частом общении я не видел у него какой-то реакции на этот счет. Его волнует лишь то, как санкции отразятся на жизни наших зарубежных приходов и прихожан.

— События на Украине привели к огромному числу беженцев. Как помогает им Русская Православная Церковь?

— Когда в феврале епископ Пантелеимон, возглавляющий Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, встретился с беженцами первой волны, одна девочка сказала слова, которые обожгли мне сердце: «Мне нужны не куклы, а друзья». Думаю, роль Церкви и религиозных организаций — именно в этом. Вот на днях один наш священник встречался с человеком из Донбасса, во время обстрелов тот потерял троих детей… Кто может помочь таким людям, кроме Церкви?

С февраля Церковь организует помощь беженцам, координирует эту работу Синодальный отдел по благотворительности. Беженцев разместили в 53 церковных учреждениях в России, Германии и на Украине. В Москве, на Николоямской, 49, открыт церковный штаб помощи беженцам, а во 2-м Кадашевском переулке, 7, работает единый церковный центр по сбору гуманитарной помощи. В столице организованы курсы для добровольцев по уходу за ранеными, их проводит учебный центр больницы святителя Алексия. В России Церковь собрала, закупила и передала 1800 тонн гуманитарной помощи, на 28 июня поступило более 220 миллионов рублей, собранных во всех российских храмах и монастырях по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.

— Мы видим, к чему привело Запад размывание традиционных духовных и семейных ценностей. Надо ли бороться за эти ценности или уповать на некий инстинкт общественного самосохранения?

— Если государство не будет ставить флажки, за них очень быстро зайдут, и это очень опасно. А любая культура — это флажки, и культура определяется тем, где эти флажки стоят, а если их нет, то и культура распадается. Церковь — среда, в которой всем этим гадостям очень сложно расти и развиваться, потому что эта среда культивирует другое.

— Наверное, надо начинать разговаривать об этом, что называется, с младых ногтей? Насколько я знаю, сейчас Церковь активно работает и с детьми, в школах?

— По большому счету народ и страну объединяют религия и образование. Сегодня произошла фундаментальная смена фоновых знаний. Когда в феврале в Сети ходили цитаты Сергея Бодрова-младшего, оказалось, что и его мои студенты не знают! Я как-то попросил одного абитуриента назвать пять великих романов Достоевского. Он все никак не мог добраться до «Братьев Карамазовых», и я ему подсказал — первое слово «братья». Он обрадовался: «А, знаю, "Братья Стругацкие"!» Он был уверен, что это — название романа Достоевского! А есть еще и историческое невежество. Даю своим студентам цитату из Франка и говорю: смотрите, написано в 1917 году, а как будто вчера. Они отвечают: мы вам про жизнь, а вы нам — про книжки! Для них далекая и малопонятная история — уже не только 1917 год, но и 1996-й. Раз их не было в том времени, значит, его и не существовало. Но это же катастрофа, когда у людей распалось чувство истории! Мудрый Юрий Михайлович Лотман не случайно говорил, что «культура — это память». Но тогда беспамятство — антикультура.

— Разукрупнение епархий и другие церковные реформы Патриарха Кирилла вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Его можно считать Патриархом-реформатором?

— Патриарх — традиционалист, и изменения в церковной жизни — не изменения ради изменений, направленные против традиционного уклада. Ведь что такое разукрупнение епархий? Возьмите какую-нибудь большую область, в которой, к примеру, триста церковных приходов. С точки зрения отношений с государством — очень удобно: есть губернатор и есть епископ. А мы создали на территории области три епархии. И здесь уже не один, а три епископа. Почему? Да потому что один епископ за пять лет просто физически не объедет триста приходов, а значит, не знает, как они живут. Губернатору это, конечно, неудобно, раньше-то был один епископ, а нынче — целых три. Да, мы не стали подстраиваться под государство, мы действуем в своей логике. Но это не нечто совершенно новое, это скорее возвращение к традициям, когда прихожане и священники имели доступ к епископу. А взять то же проповедование Слова Божиего в школах, больницах, в армии — ведь важно, чтобы пастырь был рядом с человеком, находящимся в экстремальной ситуации.

— Как Церковь относится к ны­нешним кризисам? Мир сошел с ума и катится в пропасть? Или человечество переживет напасти и все будет хорошо?

— Кто, по-Вашему, христианин, понимающий, что все идет к концу света, — оптимист или пессимист? Я бы сказал, что христианин — реалист. Патриарх не раз говорил о том, что конец света наступит, когда человеческое общество перестанет быть жизнеспособным, когда оно исчерпает ресурс к тому, чтобы существовать. А произойдет это, по мысли Предстоятеля, если наступит тотальное господство зла, потому что зло нежизнеспособно. И он говорит об этом не как абстрактный мыслитель или сторонний наблюдатель, а как представитель Церкви, задача которой — максимально противиться злу. А вот гадания о дате конца света — дело не христианское.

— Говорят, любимый Ваш вопрос: что самое важное человек может сказать о себе в данный момент времени? Что самое важное Вы хотели бы сказать о себе сейчас?

— Я бы сказал — пока не очень получается. Возможно, в каком-то смысле это самоприговор.

Но для христианина неважно, что ты говоришь, а важно, как ты живешь. И потому я, человек, почти тридцать лет пытающийся жить христианской жизнью, с сожалением и без всякой рисовки повторю: пока не очень получается.

Беседовал Григорий Саркисов

«Литературная газета»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов

Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» откроется в Северной столице

В.Р. Легойда провел онлайн-совещание с представителями епархий новых регионов России

В Московской духовной академии прошел II Форум православных студенческих сообществ «Встреча»

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе удостоен Патриаршей награды

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

В Курске больница святителя Алексия подготовила сестер по уходу за ранеными

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря [Статья]

В тылу прифронтовом [Статья]

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые объединяются ради поддержки воинов

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения